Матэ, Василий Васильевич


Васи́лий Васи́льевич Матэ́ (Вильге́льм Иога́нн Матэ́)[3], Маттэ[4] (нем. Wilhelm Johann Mathé; 23 февраля [6 марта] 1856, Вержболово, Царство Польское — 9 [22] апреля 1917, Петроград) — русский гравёр немецкого происхождения, ксилограф и офортист, один из последних крупных мастеров русской дореволюционной школы репродукционной гравюры, педагог; наставник многочисленной группы учеников, известной под его именем — так называемой «школы Матэ». Действительный член (с 1893) и академик (с 1899) Императорской Академии художеств, профессор-руководитель гравировальной мастерской Высшего художественного училища (с 1894), действительный статский советник (1913)[5].

Родился в Вержболово Августовской губернии; сын железнодорожного инженера. Общее образование получил в петербургском Реформатском училище, где окончил пять классов[6]. В 1870 году поступил в Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств, где начал учиться рисунку у Рудольфа Жуковского (согласно И. Лазаревскому и вслед за ним персоналии БРЭ); там же, начиная с 1872 года, занимался гравированием под руководством Лаврентия Серякова. По окончании школы, пожелав дальше изучать гравюру, Матэ поступил на обучение в Императорскую Академию художеств (1875—1880) в гравировальный класс Фёдора Иордана. Получив серебряную медаль за политипажную гравюру с этюда головы Иоанна Крестителя, сделанного А. А. Ива́новым для картины «Явление Христа народу», он был в 1880 году отправлен в Париж; учился у Франсуа Паннемакера, искусство офорта изучал под руководством Клода-Фердинанда Гальяра[fr].

В 1884 году удостоен звания классного художника второй степени, в 1893 — действительного члена Академии художеств, в 1899 — звания академика гравирования. В Академии занимал должности заведующего гравёрным отделением и профессора — руководителя мастерской[7].

Матэ не был автором каких-либо значительных оригинальных произведений; он был одним из основных граверов в России в конце XIX века. Матэ — автор многочисленных офортов и ксилографий (гравюр на дереве) — портретов деятелей русской истории и культуры. Воспроизводя картины и рисунки крупнейших русских художников 2-й половины XIX века: В. М. Васнецова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. П. Трутнева и многих других, он тем самым способствовал популяризации русского искусства.

Многочисленные политипажи Матэ, живописно-мягкие и выразительные, печатались в журналах «Пчела», «Русская старина», «Исторический вестник», «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», в популярных хрестоматиях и других изданиях.

С 1899 года Матэ перешёл с ксилографии на технику офорта (всего 278 листов, 225 из них — портреты), которая, по его мнению, давала большие возможности, позволяла добиваться ему сходства с шероховатой линией карандаша, текучестью мазка.