Серяков, Лаврентий Авксентьевич


Лаврентий Авксентьевич Серяков (28 января 1824[1], Жиздра, Калужская губерния — 2 января 1881[1], Ницца) — русский гравёр, ученик Константина Клодта, один из первых в России профессиональных мастеров торцовой гравюры. Академик Императорской Академии художеств (с 1864).

Лаврентий Серяков родился 28 января 1824 года в местечке Жиздра Калужской губернии в семье солдата 3-го карабинерного полка, происходившего из крестьян села Холопова Солигаличского уезда Костромской губернии.

Осенью 1832 года был зачислен в кантонисты 3-го карабинерного полка (по упразднении полка в 1833 г. был переведён в Киевский гренадерский полк); был певчим в полковом, а с осени 1834 г. и в дивизионном хоре; в 1836 г. зачислен в полковые музыканты; два года спустя определён в батальон военных кантонистов в Псков.

В 1843 году Серяков переведён писарем в Санкт-Петербург, в департамент военных поселений. Здесь у Серякова развилась страсть к чтению и рисованию; обратив на себя внимание начальства своим искусством в черчении и рисовании, он, по экзамену, был определён в топографы и, не желая жить в общей казарме с товарищами и имея нужду в собственном угле — для себя и для матери — Серяков поступил в дворники в дом в Озёрном переулке. Не оставляя занятий рисованием, Серяков успевал отправлять свои служебные задания как топографа, так и дворника. К этому времени, 1846 год, относятся его первые опыты гравюры на дереве, которые он исполнял самоучкой, без знания малейших к тому приёмов, простым перочинным ножом.

В апреле 1847 года топограф Серяков определён, по повелению императора Николая I, в Императорскую Академию художеств, учился у К. К. Клодта, в 1853 г. получил звание художника за превосходно выполненную гравюру на этюд Рембрандта «Голова старика в профиль».

С 1853 года Лаврентий Авксентьевич уже пользуется известностью лучшего гравёра на дереве в России и в следующем году он стал первым и единственным в России академиком гравюры на дереве. Политипажи и, в особенности, портреты, им исполненные украшают множество русских повременных и отдельных изданий в России и некоторые иллюстрированные издания во Франции. В частности, Серяков работал для следующих изданий: «Всемирной иллюстрации» (62 гравюры), «Сказки, рассказы, очерки и речи Лабуля», «Нива» (1870—1873), «Русская старина» (1870—1881), «Семья и школа», «Народные сказания. Сборник для юнош» (СПб., 1871), «История русской литературы» Полевого (СПб., 1872), «Сказки Кота-Мурлыки» (СПб., 1872), «Сборник рукописей, представленных Наследнику Цесаревичу о Севастопольской обороне севастопольцами» (СПб., 1872—1873), «Отечественная история» Рождественского (СПб., 1873, 1875, 1877, 1880), «Модный свет» (СПб, 1867—1883), «Русская библиотека», «Кругозор» (СПб., 1876), «Павловск. (1777—1877)». Один перечень исполненных им гравюр занимает в «Русской старине» (том XXXI, июнь) несколько страниц мелкой печати.