Клодт фон Юргенсбург, Константин Карлович


Барон Константи́н Ка́рлович Клодт фон Ю́ргенсбург (18 (30) июня 1807, Санкт-Петербург, Российская империя — 3 (15) ноября 1879, там же) — русский гравёр и фотограф немецкого происхождения из дворянского рода Клодт фон Юргенсбург, основоположник профессиональной школы торцовой гравюры, офицер-артиллерист; младший брат скульптора Петра Клодта, отец живописца-пейзажиста Михаила Константиновича Клодта. Фотограф Императорской Академии художеств (с 1859), генерал-майор (1870)[1][2].

Представитель баронской семьи Клодт фон Юргенсбург. Младший брат известного литейщика, профессора скульптуры Петра Карловича Клодта фон Юргенсбурга. Семья будущего художника (небогатая, но родовитая) происходила из остзейских дворян, состояла из потомственных военных. Его прапрадед был одним из известных деятелей Северной войны, служил генерал-майором в шведской армии. Отец братьев — барон Карл Фёдорович Клодт фон Юргенсбург — генерал-майор, геодезист и топограф, участник русско-турецких и наполеоновских войн; портрет старшего Клодта фон Юргенсбурга работы мастерской Джорджа Доу помещён среди 332 генеральских изображений в Военной галерее Зимнего дворца.

Несмотря на то, что К. К. Клодт родился в 1807 году в Санкт-Петербурге, детство и юность его прошли в Омске, где отец занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса.

Образование получил в Омском училище Сибирского линейного казачьего войска и Артиллерийском училище, которое окончил в 1828 году[3]. В 1832 году в чине поручика числился в Павловском кадетском корпусе[4].

Как и его старший брат Пётр Карлович, проявлял свои художественные наклонности ещё в стенах Михайловского артиллерийского училища. Не оставляя службу, в 1830-х годах стал посещать рисовальные классы Императорской Академии художеств и обратил на себя внимание как хороший рисовальщик пером под гравюру; труды его были представлены государю и удостоились монаршего поощрения. В то время внимание художественного мира было занято идеею возрождения забытой отрасли искусства — ксилографии. К. Клодт, совместно с бароном Неттельгорстом, посвятил себя специально этому делу и, можно сказать, был первым русским гравёром на дереве в XIX веке.

Высочайшим приказом от 22 февраля 1833 года был уволен от службы «за болезнью» с производством в штабс-капитаны[5], после чего решил посвятить себя исключительно искусству гравирования на дереве. По предложению Императорского общества поощрения художеств выгравировал на дереве, для опыта, небольшой пейзаж, написанный с натуры в Москве А. Резановым. Опыт этот убедил Общество, что есть все основания ожидать от него блистательных успехов. Академия Художеств, признавшая тоже пользу и необходимость усовершенствования этого таланта за границей, совместно с Обществом поощрения художников послала его в 1838—1839 годах в Германию, Францию и Англию для совершенствования, посещения мастерских важнейших ксилографов.