Петроварадин


Петроварадин (Петервардейн, серб. Петроварадин, нем. Peterwardein) — поселение городского типа (градско насеље) в Сербии, в общине Град Нови-Сад в Южно-Бачском округе, расположенный на правом берегу Дуная в болотистой местности, против Нови-Сада[1], с которым соединён Варадинским мостом, построенным в 2000 году на месте разрушенного в 1999 году бомбардировками НАТО моста. На протяжении нескольких веков через Петроварадин, прозванный дунайским Гибралтаром («Венгерским Гибралтаром»[1]), проходила граница между христианским и исламским мирами.

Через город проходит железная дорога Белград — Суботица[sr], связывающие Центральную и Юго-Восточную Европу. В городе находится железнодорожная станция[sr]. С северо-востока Петроварадин огибает европейский маршрут E75. Город является и транспортным узлом местного значения, через него также проходят трассы Нови-Сад — Рума и Нови-Сад — Беочин — Илок.

В 2011 году численность населения составила 13 973 человека. По данным переписи 2002 года, сербы составляют 69,47 %, хорваты — 9,76 %, югославы — 5,57 % и т. д.

В античности на месте Петроварадина стояла римская крепость Cusum (греч. Κούζουμ), переименованная византийскими греками в честь св. Петра в Петрикон (Πέτρικον).

В 1526 году завоёван турками[1]. Полуторастолетнее турецкое владычество закончилось в 1687 году, когда город завоевали Габсбурги[1]. Чтобы укрепиться в регионе, здесь была заложена мощная Петроварадинская крепость, на возведение которой ушло целое столетие. В 1694 году турки пытались отвоевать «дунайский Гибралтар», великий визирь Сюрмели Али-паша[en] султана Ахмеда II осадил Петроварадин, который защищал командующий австрийскими войсками Капрара, но безуспешно[2]. Поражение турок в Петроварадинском сражении 1716 года привело к заключению Пожаревацкого мирного договора 1718 года и к переносу границы дальше на юг.

Основное население Петроварадина составляли немцы, хорваты и венгры, в то время как сербы селились на другом берегу Дуная. Их поселение впоследствии получило имя Нови-Сад.