Петров, Николай Арнольдович


Никола́й Арно́льдович Петро́в (14 апреля 1943, Москва, СССР — 3 августа 2011, Москва, Россия) — советский и российский пианист, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1991).

В 1949—1961 годах учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории им. П. И. Чайковского у Т. Е. Кестнер, в 1961—1966 — в Московской консерватории, в 1966—1968 — в аспирантуре по классу фортепиано у Я. И. Зака. Уже в 1962 году завоевал второе место на Международном конкурсе пианистов им. В. Клиберна в Форт-Уэрте (США), а ещё через два года достиг такого же результата на Конкурсе им. королевы Елизаветы в Брюсселе.

С 1965 года — солист Московской филармонии. С 1968 года начал концертную карьеру. В годы холодной войны был одним из немногих музыкантов, свободно гастролировавших за границей.

Выступал с известными отечественными дирижёрами, такими как Е. Ф. Светланов, К. П. Кондрашин, Ю. Х. Темирканов, Г. Н. Рождественский, Арвид и Марис Янсонсы, П. Л. Коган и многими другими, с ведущими симфоническими коллективами мира (Нью-Йоркский симфонический оркестр, Национальный симфонический оркестр (США), Лос-Анджелесский филармонический оркестр, Токийский оркестр NHK и многими другими), а также с лучшими европейскими коллективами: Берлинский филармонический оркестр, Лондонский симфонический оркестр, Королевский филармонический оркестр, Симфонический оркестр «Эн-Эйч-Кей».

Много концертировал как сольный музыкант. В репертуаре пианиста около 50 сольных программ и 93 концерта с оркестром. Играл от 70 до 100 концертов в год. Давал аншлаговые концерты в Линкольн- и Кеннеди-центрах (Нью-Йорк и Вашингтон), в Барбикан-центре, Альберт и Ройял Фестивал-холлах (Лондон), в зале «Плейель» (Париж) и театре «Колон» (Буэнос-Айрес), в Консертгебау (Амстердам). В его репертуар входило большинство произведений классического и романтического наследия, также стал первым исполнителем новых сочинений А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова, Р. К. Щедрина, А. Я. Эшпая. За последние сезоны им были исполнены все клавирные концерты И. С. Баха, все концерты Л. ван Бетховена (включая Фантазию для хора и Тройной концерт), все концерты С. В. Рахманинова (включая первое исполнение Первой редакции 4-го концерта).

С 1978 по 1982 год был «невыездным» из-за того, что по его словам, «не пошёл на одну гнусную антисемитскую провокацию Госконцерта и поплатился, хотя не представлял, что буду абсолютно вычеркнут из гастрольной жизни. От эмиграции меня спасла только привязанность к моему дому на Николиной Горе — моей малой родине. Мне невыносимо было думать, что там поселится какой-нибудь партийный чиновник и будет топтать ногами землю, в которую я буквально вложил свою душу». Стать снова выездным ему помогло вмешательство тогдашнего министра культуры СССР П. Н. Демичева[1].