Петруха


Петру́ха — персонаж фильма «Белое солнце пустыни», а также одноимённых театрального спектакля и компьютерной игры, а также ряда книг, телевизионных программ и анекдотов. Как типаж молодого неопытного бойца из советского вестерна, Петруху отождествляют с Колорадо Райеном, персонажем более раннего американского вестерна «Рио Браво» (1959)[1] и легендарным Петькой из советского «Чапаева» (1938)[2].

Петруха — молодой парень, призванный в Красную Армию незадолго до показанных в фильме событий. Убеждённый трезвенник, ответственный, но ещё слишком юный и неопытный, он быстро привязывается и влюбляется в охраняемую им местную жительницу Гюльчатай.

Вскоре Петруха уже начинает строить планы женитьбы, которые утверждаются его непосредственным начальником, товарищем Суховым. Но этим планам не суждено сбыться, так как нынешний муж Гюльчатай, Чёрный Абдулла, сначала душит её, а потом закалывает Петруху штыком, к великому горю товарища Сухова и таможенника Верещагина, для которого Петруха стал за это время как родной сын.

Николай Годовиков, вместе с Павлом Луспекаевым, сыгравшим роль таможенника Верещагина, снимался в фильме «Республика ШКИД», но по-настоящему они сдружились именно на съемках «Белого солнца пустыни»[3]:

Я очень его люблю. Ни к кому не был так привязан, как нему. Он всегда меня опекал. Учил. Был со мною добр. Я не покривлю душой, если скажу, что встреча с этим удивительным актером — лучшее из того, что случилось со мной тогда.

Профессор Ричмондского университета[англ.] Елена Прохорова в своей работе, посвящённой советскому кино, называет Петруху кинематографическим наследником доблестного чапаевского ординарца Петьки и фольклорного персонажа «Петрушки». Согласно Прохоровой, молодой солдат Петруха имеет множество потенциальных отцов в фильме: красноармеец Сухов, старый таможенник Верещагин и местный предводитель басмачей Абдулла. Петруха действительно выглядит так, что ему в его жизни необходим отец: он слаб, стеснителен, и больше заинтересован в погоне за девочками, нежели в выполнении мифического революционного долга. Так вот, эти «отцы» и учат его трём вещам, которые имеют мало общего с революционной идеологией, но имеют важное значение как элемент воспитания «настоящих мужчин»: драться, пить и умирать. Сухов выступает для Петрухи отцом и учителем или, по крайней мере, «должен» выполнять эти функции согласно традициям военного романа, но при этом Сухов так занят защитой восточных красавиц и мыслями о своей русской жене, что фактически ничему не учит Петруху, равно как и не пытается его защищать как своего сына, и Петруха попадает в руки к двум другим смертельно-опасным «воспитателям» — Абдулле и Верещагину[2].