Павел Артемьевич Верещагин


Па́вел Арте́мьевич Вереща́гин — персонаж фильма «Белое солнце пустыни», одноимённой компьютерной игры, а также ряда книг и анекдотов.

Павел Артемьевич Верещагин — военнослужащий предпенсионного возраста, вследствие революционных преобразований в стране оказавшийся не у дел, так как в сентябре 1918 года Отдельный корпус пограничной стражи был упразднён, а в бывшей империи началась интервенция и Гражданская война. Из фильма становится известно, что в царские времена он был широко известен в кругах среднеазиатских контрабандистов — его там «каждая собака знала». Но с началом Гражданской войны контроль над границей на определённое время ослаб, вследствие чего активизировалась деятельность местных уголовных элементов. Павлу Артемьевичу приходится мириться с окружающим произволом, так как прежней власти и полномочий за собой он уже не имеет. Прежняя империя погибла, единственный сын Верещагина Николай умер маленьким, и Верещагин переживает свою личную драму в праздности, пьянстве и пении лирических песен. В то же время его жена Анастасия пытается отвлечь мужа от хандры и безделья. Это однообразное существование прерывается появлением в поселке красноармейцев Петрухи и Сухова. Петруха явно напоминает Верещагину сына, а в Сухове он видит человека, близкого себе по духу, но не потерявшего цель жизни. Под влиянием этой встречи Верещагин вступает в борьбу с бандой Абдуллы.

Из фильма следует, что прежде Верещагин был боевым унтер-офицером, участником Первой мировой войны, служил в кавалерии и имел несколько Георгиевских крестов. Точно известно, что свои ранения он получил ещё до стычек с контрабандистами[1].

Верещагин не случайно стал одним из любимых народных героев. Тут совпали редкое актерское обаяние самого Павла Борисовича и национальный архетип, видимо, восходящий к Илье Муромцу. Верещагин сидит сиднем, хлещет водку, берёт мзду, но только до тех пор, пока не задевают его глубинные чувства. Тут он просыпается, выходит из берлоги и восстанавливает попранную справедливость.

В фильме, и особенно в характере Верещагина, — наше подлинное представление о самих себе. Мы мощные, снисходительные и несуетливые. Пьём много, но от грусти и несовершенства мира. Мы уверены, что образ наш искажают враги или обстоятельства. Зла мы никому не желаем, а уж когда всё напрочь выходит за рамки, молча, но довольно решительно устраняем неправду и зло[2].

В концовке фильма Верещагин погибает при взрыве на баркасе, который был заминирован Суховым, чтобы не дать банде уйти на нём морем.