Пигмейские языки


Пигме́йские языки́ — языки, на которых говорят или говорили в прошлом пигмеи, культурно-расовая группа народов Экваториальной Африки, известная как «лесные люди» и ещё до недавнего времени сохранявшая мезолитический образ жизни (охота и собирательство) и примитивную социальную структуру, лишённую иерархии (чем напоминала современных бушменов и аборигенов Австралии). После завоевания более развитыми аграрными племенами (в основном носителями убангийских и банту языков) находятся в зависимости от своих аграрных «патронов».

Пигмеи ещё до европейской колонизации перешли на языки завоевавших их племён. О существовании в эпоху до их покорения пигмейских языков свидетельствуют остатки лексики, связанной с лесным образом жизни (названия съедобных и лекарственных растений, термины, связанные со сбором мёда и т. д.). В частности, пигмейские племена ака и бака (Габон) имеют идентичную «лесную» лексику, говоря при этом на языках разных семей (банту и убангийской). В то же время, следует предположить раздробленность и разнородность вымерших пигмейских языков, поскольку даже «лесная» лексика, отличающая их языки от языков народов-«патронов», у разных пигмейских народов различна.

Как минимум для ряда этнических групп современных пигмеев предполагается существование в прошлом языков иного происхождения, чем те, на которых они говорят сейчас. Как пишет Меррит Рулен, «африканские пигмеи говорят на языках, принадлежащих либо к нило-сахарской, либо нигеро-кордофанской семье. Предполагается, что раньше пигмеи говорили на своём языке или языках, но затем, из-за симбиоза с другими африканскими народами, ещё в дописьменные времена они перешли на языки, относящиеся к указанным двум семьям»[1]. Единственным свидетельством этого является общая лексика языков ака и бака, относящихся к разным семьям. По мнению Роджера Бленча, эта общая лексика могла быть не пигмейского происхождения, а заимствованной у какого-то другого исчезнувшего народа[2].

Широко распространено мнение, что африканские пигмеи являются прямыми потомками охотников и собирателей позднего каменного века центральных тропических лесов Африки, которые были частично ассимилированы или вытеснены мигрантами-земледельцами, и усвоили их языки, относящиеся к центральносуданской, убангийской и банту семьям. Эта точка зрения пока что не подкреплена археологией, а лингвистические и генетические свидетельства не являются общепризнанными[3][4][5].