Пик-трам


Пик-трам (англ. Peak Tram, кит. 山頂纜車, Саньдэн-ламчхэ) — гонконгский фуникулёр, соединяющий Центральный район и Мид-левелс с пиком Виктория (название фуникулёра произошло от соединения английских слов «Peak» — «вершина горы», и «Tram» — «вагон»). Верхняя станция Пик-трама оборудована смотровой площадкой, с которой открывается вид на бухту Виктория и небоскрёбы Гонконга.

Открывшийся в мае 1888 года, Пик-трам стал первым кабельным фуникулёром в Азии. Пик-трам управляется местной гостиничной компанией Hongkong and Shanghai Hotels, которой также принадлежит сеть отелей The Peninsula. И фуникулёр, и торгово-развлекательный комплекс Peak Tower, расположенный у верхней станции, работают под единым брендом The Peak.

Пик-трам работает с 7 часов утра до полуночи с понедельника по субботу и в общественные праздники. Составы отбывают каждые 10-15 минут, они перевозят до 120 человек в двух вагонах. Смотровая площадка Sky Terrace 428 на верхней станции работает с 10 утра до 11 вечера с понедельника по пятницу и с 8 утра до 11 вечера в субботу, воскресенье и общественные праздники[1][2][3]. Фуникулёр использует редкую для Китая «русскую колею» шириной 1520 мм.

В мае 1881 года бывший служащий Шотландской железной дороги Александр Финдлей Смит, купивший особняк на пике Виктория, подал заявку на строительство фуникулёра от англиканского собора Сент-Джонс к вершине горы (до открытия фуникулёра богатые жители добирались на пик либо на лошадях, либо с помощью носильщиков и паланкинов). В 1882 году заявку одобрили, после чего была основана компания Hong Kong High Level Tramways. Работы, стартовавшие осенью 1885 года, велись около трёх лет, рабочие вручную доставляли оборудование и рельсы на горные склоны. Первые станции были построены из досок, и лишь позже их заменили каменными строениями. Состав приводился в движение с помощью паровых котлов, работавших на угле. Оригинальные вагоны были сделаны из лакированной древесины, скамейки, вмещавшие 30 пассажиров, делились на три класса (центральная часть была выделена для пассажиров первого класса)[4][5][6][7].

30 мая 1888 года Александр Финдлей Смит в присутствии гонконгского губернатора Уильяма Де Во открыл движение на Пик-траме. В первый день коммерческой эксплуатации фуникулёр перевёз около 600 пассажиров, а в первый год — около 150 тыс. человек. Поездка к вершине первым классом стоила 30 центов, вторым классом — 20 центов, третьим классом — 10 центов, за спуск с горы нужно было заплатить вдвое дешевле. В том же 1888 году рядом с верхней станцией открылся The Peak Hotel, перестроенный Смитом из купленного особняка. В 1890 году отель вновь был перестроен, его внушительное трёхэтажное здание с красивыми видами на город пользовалось популярностью среди гонконгских богачей. С открытием фуникулёра земли вокруг пика Виктория, отличавшиеся более прохладным климатом, превратились в самый престижный жилой район колонии, зарезервированный за гонконгской элитой европейского происхождения[4][8][5][7][9][10].