Питейное заведение


Питейное заведение — организация, ведущая торговлю спиртным, в которую посетители приходят преимущественно с целью употребить спиртное и пообщаться[1]. Используется как в качестве неформального выражения, описывающего разные типы заведений (бары, рюмочные, кабаки), в том числе и нелегальные[2], так и в качестве формального юридического термина, в последнем случае иногда включает также винные магазины и рестораны, подающие спиртное.

После появления на Руси крепких спиртных напитков в XVI веке в течение короткого периода для их продажи использовались корчмы, но уже во времена Ивана III розничная торговля спиртным стала предметом государственной монополии: напитки или напрямую продавались государством («торговля на вере»), или отдавались на откуп[3]. При Иване IV корчмы стали кабаками; это название настолько прочно вросло в язык, что попытки при Алексее Михайловиче сменить его на «кружечный двор» не удались, спорный Земский собор 1652 года те историки, которые признают его существование, называют «Собором о кабаках» (в 1746 году столь же неудачной была попытка замены названия кабака на «питейное заведение»[4]). Торговля продолжалась преимущественно «на вере» до «Устава о винокурении» Екатерины II от 1765 года, которым была введена откупная система, просуществовавшая до 1863 года, когда откуп был заменён акцизом. Согласно «Указу о питейном сборе», лицензированию подлежали собственно «питейные заведения» («питейные дома»[5], шинки, штофные лавки, водочные магазины, позже были добавлены ведёрные лавки[6]), ренсковые погреба, портерные и пивные лавки, а также — в случае торговли спиртными напитками — трактиры, гостиницы, буфеты, постоялые дворы, корчмы, заезжие дома, духаны и собственные дома малороссийских казаков, колонистов, панцирных бояр и сельских обывателей, живущих на собственных или общественных землях[3][7].

Кроме постоянных питейных заведений, законодательство допускало и кратковременные, так называемые временные выставки. Выставки открывались в переносных помещениях (тентах, палатках) на несколько дней в местах скопления народа в связи с каким-либо событием (ярмарки, престольные праздники и пр.). Временная выставка не могла занимать более одной комнаты[8]; закон запрещал преобразование временных выставок в постоянные питейные заведения[9].

В законодательстве Российской Федерации термин «питейное заведение» не используется, но продолжает применяться в начале XXI века неформально для обозначения «стационарных торговых объектов», использующихся «организациями [и индивидуальными предпринимателями], осуществляющими розничную продажу алкогольной продукции».