Платон (Городецкий)


Митрополи́т Плато́н (в миру Никола́й Ива́нович Городе́цкий; 2 [14] мая 1803, посад Погорелое Городище, Ржевский уезд, Тверская губерния — 1 [13] октября 1891, Киев) — епископ Русской православной церкви, митрополит Киевский и Галицкий и священно-архимандрит Киево-Печерской Успенской лавры.

Предки митрополита Платона в XVIII — начале XIX века были священно-церковнослужителями села Бурашева Тверского уезда Тверской губернии. Его отец — священник Иван Андреевич Шалюхин (1780—1848) служил в посаде Погорелом Городище[1] (откуда и фамилия будущего митрополита, названного Городецким при поступлении в духовное училище), Ржевского уезда Тверской губернии.

После домашней подготовки под руководством отца, поступил в 1811 году в Ржевское духовное училище. Продолжил обучение с 1817 года в Тверской духовной семинарии, по окончании курса которой был послан в 1823 году в Санкт-Петербургскую духовную академию.

Выпущенный из академии в 1827 году (10-м магистром), в том же году (7 сентября) был назначен преподавателем в Орловскую духовную семинарию. Здесь он некоторое время (с 14 апреля 1829 года) исправлял должность инспектора семинарии, секретаря семинарского правления (с 19 октября 1828 года); производил ревизию духовного училища (с 13 апреля 1829 года). В 1829 году (29 сентября) он был переведён в бакалавры Санкт-Петербургской духовной академии, сначала на кафедру греческого языка в низшем отделении, а потом (с сентября 1830 года) — богословских наук: нравственного и обличительного богословия.

В мае 1830 года пострижен в монашество и посвящён в сан иеромонаха, а в следующем году, (6 ноября), за незаурядные умственные дарования, высокие качества его личного характера и строгую иноческую жизнь, возведён в сан архимандрита и назначен инспектором академии и состоял в этой должности до 1838 года.

В звании архимандрита Платон проходил и другие служения: был библиотекарем, членом совета Академии, исправлял обязанности эконома Академии, редактировал академический журнал «Христианское Чтение». Своей неутомимой и полезной деятельностью Платон обратил на себя внимание высшего начальства, и ему были поручены духовная цензура и ревизия духовно-учебных заведений. По должности цензора он рассматривал «Книгу соборных правил» на греческом и славянском языках. Платон первый стал преподавать богословские науки на русском языке, вместо латинского, и очистил их от схоластических форм; он первый стал разрабатывать полемику с расколом и преподавать историю раскола. Среди своих учеников в академии пользовался любовью и оставил по себе хорошую память.