Плисецкий, Александр Михайлович


Алекса́ндр Миха́йлович Плисе́цкий (20 октября 1931, Москва — 29 октября 1985, там же) — советский танцовщик и балетмейстер, солист балета Большого театра в 1949—1971 годах.

Александр Плисецкий родился в семье дипломата Михаила Эммануиловича Плисецкого и Рахиль Мессерер, звезды кино, родом из Вильно, которая снималась в первых немых фильмах. Ещё в годы обучения во ВГИКе она вышла замуж за Михаила Плисецкого, и семью стали называть Плисецкие — Мессерер. В браке родилось трое детей: Майя (1925), Александр (1931) и Азарий (1937). Михаил Плисецкий был генеральным консулом СССР на острове Шпицберген, где руководил угольной концессией (трест «Арктикуголь»); был арестован в 1937 году и расстрелян.

Александр рос в артистической среде семьи Плисецких — Мессереров, с ранних лет впитав дух театра, слушая рассказы матери об актёрских работах его дяди Азария Азарина, занимаясь музыкой и бывая на балетных спектаклях другого дяди, Асафа Мессерера, у которого он жил, пока его мать с младшим братом находились на поселении. В 1941 году Александр поступил в Московское хореографическое училище, которое окончил в 1949 году, по классу Николая Ивановича Тарасова. С 1949 по 1971 годы — солист балета Большого театра, где был лучшим исполнителем партии Вацлава в балете Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан», Р. В. Захарова. С 1965 по 1968 год преподавал в Московском хореографическом училище классический и дуэтный танец.

С 1968 по 1985 год — балетмейстер-постановщик и артистический директор балета во многих городах СССР и странах мира (в частности, с 1972 года работал по приглашению в качестве балетмейстера-постановщика в Киеве, Одессе, Харькове, Уфе, Казани, Свердловске, а в 1973 году — в Финской национальной опере).

В 1974 году А. М. Плисецкий основал балет при Университете Сан-Маркос[1] в Лиме. В 1976 по 1978 годы — педагог-репетитор балетной труппы Театр Колон в Буэнос-Айрес, где поставил балеты «Carmen», «Grand pas classique», «Вальпургиева ночь», танцы в операх «Турандот» и «Две вдовы»). В 1979-1980 годах педагог и балетмейстер в Финской национальной опере, где возобновил постановку балета Кармен-сюита. С 1981 по 1985 годы балетмейстер-постановщик в Тбилисском театре оперы и балета им. Палиашвили, где совместно с балетмейстерами Михаилом Лавровским и Георгием Алексидзе поставил балеты «Порги и Бесс» Гершвина, «Ромео и Джульетта» Прокофьева. Работа была оценена Почётной Грамотой Президиума Верховного Совета

В ноябре 1984 года А. М. Плисецкий добился разрешения на постановку балета Жоржа Баланчина «Серенада для струнного оркестра» на музыку П. И. Чайковского. Балет прошёл с большим успехом на сцене Большого театра и зала «Россия».[⇨]