Балетный акт в опере


Традиционная постановка балетного действия в академических театрах, где оперное и балетное искусства придают целостному действию красоту и насыщенность, приобрела самостоятельное значение и стала отдельным спектаклем, например балетный акт «Половецкие пляски» или балетная картина «Вальпургиева ночь». Балет, опера и симфония могут быть соединены в едином драматургическом действии. В то же время, эти виды искусства могут сочетаться на сцене, дополняя друг друга, и могут существовать отдельно, например концертное исполнение симфоническим оркестром музыки Бородина, без участия балета.[1][2].

Самое значительное использование балета в опере — «Немая из Портичи» Обера: на протяжении всего произведения балерина исполняет роль немой главной героини.

Знаменитые постановки в операх «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера, «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила» Михаила Глинки, «Хованщина» Модеста Мусоргского, «Фауст» Шарля Гуно стали неотъемлемой частью драматургии общего действа.

«Половецкие пляски» — балетный акт 2-го действия оперы «Князь Игорь» русского композитора А. П. Бородина, премьера которой состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в Мариинском театре.

В своё время, на удивительные по красоте и мелодичности арии «Улетай на крыльях ветра» хореографическое действие поставили:

Половецкий стан. Вечер. Девушки-половчанки танцуют и поют песню, в которой сравнивают цветок, жаждущий влаги, с девушкой, надеющейся на свидание с любимым. Хан Кончак предлагает пленённому князю Игорю свободу в обмен на обещание не поднимать на него меча. Но Игорь честно говорит, что если хан отпустит его, он тут же соберёт полки и ударит вновь. Кончак сожалеет, что они с Игорем не союзники, и зовёт пленников и пленниц, чтобы те повеселили их. Начинается сцена «Половецкие пляски» с танца девушки — пленницы и хора («Улетай на крыльях ветра»). Затем начинается общая пляска половцев. Действие завершается общей кульминационной пляской.