Побег Романа Свистунова


Побег Рома́на Свистуно́ва — авиационное происшествие, случившееся ранним утром в среду 27 мая 1987 года, когда бывший пилот Роман Свистунов сбежал в Швецию на сельскохозяйственном самолёте Ан-2Р.

Ан-2Р с заводским номером 1G144-12 (серийный — 144-12) был построен польским заводом PZL-Mielec  (англ.) в 1973 году, после чего продан министерству гражданской авиации СССРАэрофлот»), которое присвоило ему бортовой номер CCCP-70501. Самолёт направили в Рижский объединённый авиаотряд Латвийского управления гражданской авиации, куда он и поступил ко 2 марта 1973 года. В июле 1974 года борт 70501 вошёл в состав флота новообразованного 2-го Рижского объединённого авиаотряда (342-й лётный отряд), который базировался в аэропорту Спилве[1].

Роман С. Свистунов (в иностранных СМИ его именовали Roman Svistonov в соответствии с правилами шведского языка) — 24 года (1963 года рождения[1]), житель Николаева (Украинская ССР), женат и двое детей (дочь и сын), но уже проживал отдельно от семьи. В прошлом служил лейтенантом, но был уволен в запас, после чего пришёл в гражданскую авиацию, где работал пилотом сельскохозяйственных самолётов; за пару лет до угона уволился из «Аэрофлота», чтобы работать в колхозе[2][3].

Как позже рассказал Свистунов, будучи уволен в запас, он посчитал, что впал в немилость, поэтому стал бояться советского режима. Также влияние на него могла оказать и мать, которой не нравился советский строй. Поэтому примерно в 1984 году Роману пришла идея бежать за «железный занавес». За пару недель до угона[2] он приехал в Латвию к своему другу, который также работал пилотом[3]. Возможно, в этот период Свистунов, притворяясь механиком, сумел сдружиться и с работниками аэродрома[4].

В ночь с 26 на 27 мая Роман Свистунов вместе со своим другом — сторожем лётного поля колхоза «Друва» (Салдусский район) — распивал спиртные напитки. Когда сторож захмелел, Роман под предлогом, что хочет выполнить техобслуживание самолёта[3], пробрался на аэродром, где залез в пустующий сельскохозяйственный Ан-2Р борт 70501 и запустил двигатель. Услышав шум, сторож выбежал наружу и, достав ружьё, стал прицеливаться, но угонщик не прекратил своих действий, так как понимал, что сторож не станет стрелять в друга. В 05:10 (по другим данным в 4 утра, что может быть объяснимо разницей в часовых поясах Латвии и Швеции) борт 70501 поднялся в воздух и направился в сторону моря[1][2].

Свистунов был не первым, кто догадался бежать из СССР в Швецию на сельскохозяйственном самолёте: ровно 4 годами ранее, 27 мая 1983 года, пилот Ванагс из Риги, являвшийся командиром звена, также угнал Ан-2 и долетел на нём до Готланда. Шведские власти вернули самолёт, но лётчик получил политическое убежище. Чтобы предупредить подобные попытки побега из страны, министерство гражданской авиации приняло решение о неполной заправке самолётов на авиационно-химических работах[5][6]. Свистунов знал об этом и понимал, что на борту недостаточный запас топлива, но это его не остановило[3].