Подводные лодки проекта 671РТ «Сёмга»


Подводные лодки проекта 671РТ «Сёмга» — серия советских атомных подводных лодок. Модификация проекта 671 «Ёрш» с возможностью использовать ракето-торпеды (отсюда — РТ в названии).

За достигнутые показатели в снижении шумности проекта 671РТ большая группа сотрудников конструкторского бюро, Адмиралтейского завода и смежных предприятий была награждена орденами и медалями, Государственной премии удостоены главный конструктор Г. Н. Чернышев, его заместитель В. Д. Левашов и главный конструктор по вооружению Л. А. Подвязников. Головная подводная лодка проекта 671РТ заложена 2 апреля 1971 года на заводе «Красное Сормово».[1] Все АПЛ проекта 671РТ базировались на Северном флоте и совершили от 6 до 12 автономных боевых служб каждая.

Проект 671РТ «Сёмга» разрабатывался на базе проекта 671 «Ёрш», основные изменения были вызваны принципиальным усилением вооружения кораблей: два из шести торпедных аппаратов получили калибр 650 мм вместо 533 мм, все аппараты были приспособлены для использования противолодочных ракето-торпед «Вьюга-65» и «Вьюга-53» соответственно. Поступившие на вооружение крупнокалиберные торпеды 65-73, для которых «Сёмги» стали первыми носителями, существенно увеличивали возможности подводных лодок по борьбе с кораблями, благодаря ядерной боевой части мощностью 20 килотонн для гарантированного вывода крупной надводной цели из строя требовалось 1-2 таких торпеды вместо десятка попаданий торпед калибра 533 мм. Кроме того, за увеличением габаритов торпеды последовали рост её скорости и дальности, что увеличивало боевую устойчивость подводных лодок.

Кроме нового вооружения, проект 671РТ получил ряд мер по снижению шумности, более мощный дизель-генератор (460 кВт вместо двух по 200 кВт). Всё это привело к увеличению длины лодки по сравнению с предыдущим проектом на 4,8 метра, ростом полного водоизмещения на 350 тонн и, из-за сохранения энергетической установки без изменений, к падению максимальной подводной скорости с 32-33 узлов до 30 узлов. Так как основное увеличение объёмов пришлось на носовой отсек, то для обеспечения непотопляемости он был разделён на две части горизонтальной герметичной палубой.