Подводные лодки типа «Малютка»


Подводные лодки типа М — «Малютка» — тип советских подводных лодок времён Второй мировой войны, самые малоразмерные подводные лодки в Советском Союзе в этот период. Подлодки типа «М» активно участвовали в Великой Отечественной войне. Предназначенные для ближней защиты берегов и морских баз, они оказались способны вести успешные боевые действия даже у побережья противника и во вражеских гаванях. Всего было построено 153 подводных лодок типа М, из них 78 до войны, 22 во время войны и 53 XV серии после войны.

В начале 1930-х годов советским правительством было принято решение о создании и усилении Тихоокеанского флота. В связи с трудностями, возникающими при транспортировке кораблей (лодок типов «Щука» и «Ленинец») по железной дороге в разобранном виде и их последующей сборке, было принято решение о проектировании класса малых подводных лодок, которые бы в собранном виде вписывались в железнодорожный габарит, что позволяло бы свободно перевозить их по железной дороге.

Разработкой проекта занимался А. Н. Асафов, инженер Техбюро № 4, разрабатывавший ранее подводные лодки типа «Правда». За основу при проектировании была взята подводная лодка «Минога», имевшая водоизмещение около 120 тонн.

20 марта 1932 года Реввоенсовет СССР утвердил проект малой подводной лодки серии VI, названной «Малютка».

Головная лодка проекта была заложена 29 августа 1932 года. Корпуса лодок делались клёпаными, несмотря на предложение А. Н. Асафова использовать электросварку. Лодки показали скорость ниже проектной (около 5 узлов), время погружения около 80 секунд, что было больше чем у лодок других классов, недостаточную мореходность. Для улучшения характеристик лодки была создана специальная комиссия, обследовавшая головную лодку проекта и предложившая ряд конструктивных изменений, в частности было принято изначальное предложение проектировщика делать корпус сварным, таким образом, «Малютки» стали первыми в мире цельносварными подводными лодками. Также, были внесены изменения в систему наполнения и опустошения балластных цистерн. Последние лодки серии строились с учётом предложений комиссии, которые позволили увеличить скорость лодки до проектных значений и улучшить время погружения в полтора раза.

Всего было построено 30 лодок, 28 из которых (М-1.. М-28) вошли в состав ТОФ и были отправлены на Дальний Восток в период с 1 декабря 1933 года по 30 ноября 1934 года. Две последние лодки серии остались на Черноморском флоте для подготовки подводников. Все лодки строились в Николаеве, на заводах № 198 (бывший «Наваль») и № 200 (бывший «Руссуд»), тихоокеанские достраивались и вводились в строй во Владивостоке, на заводе № 202.