Минога (подводная лодка)


«Мино́га» — первая в России подводная лодка, оснащённая дизельным двигателем. Построена в 19061909 годах по проекту, разработанному в 1905 году И. Г. Бубновым и являвшемуся развитием проекта «Касатка». Серьёзным улучшением стала замена внешних торпедных аппаратов внутренними — трубчатыми.[1]

После Русско-Японской войны Главный морской штаб принял решение о необходимости создания двух типов подводных лодок: водоизмещением 100—150 тонн для патрулирования у берега и 350—400 тонн для действий в открытом море. Главной претензией к «Касаткам» было их вооружение, состоящие только из внешних решётчатых аппаратов системы Джевецкого. И. Г. Бубнов разработал два проекта: малый получил название «Минога», большой — «Акула». Обе лодки считались Морским техническим комитетом (МТК) «опытными, постройка которых должна послужить к самостоятельному развитию отечественного подводного строительства». 20 сентября 1905 года проект «Миноги» был утверждён на заседании МТК, и 9 февраля 1906 года Балтийский завод получил заказ (наряд № 4 457) на строительство лодки. 6 сентября 1906 года состоялась закладка корабля. Двигатели были изготовлены только к 1908 году из-за некоторых возникших трудностей. 11 октября 1908 года «Минога» была спущена на воду, а 23 октября 1908 года впервые вышла в пробное плавание в Морской канал на единственном дизеле, другой ещё не был установлен. 7 ноября 1908 года состоялось пробное погружение у причальной стенки, по результатам которого было принято решение оснастить лодку свинцовым килем для увеличения балласта. Весь следующий год ушёл на доработку лодки и испытания, включавшие торпедные стрельбы. 31 октября 1910 года МТК рекомендовал по результатам испытаний принять лодку в состав флота.

В 1912 году командиром лодки стал лейтенант А. Н. Гарсоев, который до этого командовал «Почтовым». По ходатайству Гарсоева команда «Почтового» была в полном составе переведена на «Миногу».

23 марта 1913 года совершавшая пробное погружение «Минога» набрала воды через полуоткрытый клапан вентиляции и затонула на глубине 30 метров. Сказалось минимальное знакомство экипажа с новой подлодкой: ручка семафорного флажка попала в клапан вентиляции, отчего тот плотно не закрылся, а этот недосмотр не был замечен членами экипажа. Экипаж остался жив благодаря воздушной подушке, образовавшейся в носу корабля.[2] Спасательная операция с водолазами и килектором завершилась успешно. Экипаж был доставлен в больницу с отравлениями парами хлора и кислоты, разлившихся из аккумуляторных батарей, погибших не было. Через неделю после аварии А. Н. Гарсоеву «за отличие по службе» было присвоено звание старшего лейтенанта[3].