Поджо-а-Кайано


Поджо-а-Кайано (итал. Poggio a Caiano) — коммуна в итальянской провинции Прато, в 9 км к югу от города Прато. Население — 10 193 человек[1](31-5-2019), плотность населения 1 707,37 чел./км². Занимает площадь 5,97 км². Почтовый индекс — 59016. Телефонный код — 055.

Поджо-а-Кайано выросло вокруг одноимённой виллы Медичи, которую с 1485 года строил для Лоренцо Великолепного живописец и архитектор Джулиано да Сангалло[2]. Этому памятнику принадлежит выдающееся место в истории ренессансной архитектуры. Вилла в Поджо-а-Каяно обозначила отход от средневековой традиции строительства укреплённых загородных резиденций в пользу гармонирующих с природой особняков для мирных увеселений. В сущности, это была первая вилла в истории послеантичной Европы.

После смерти Лоренцо в 1492 достройкой и украшением виллы занимался его сын Джованни — будущий папа Лев X. К росписи залов он привлёк сначала Андреа дель Сарто, а потом молодого Понтормо. Необычна по форме и содержанию фреска Понтормо «Времена года» в люнете интерьера виллы, выполненная в 1520—1521 годах. Историки живописи долго спорили об аллегорическом смысле изображённых на ней фигур в непринуждённых позах, представляющих, скорее всего, божеств смены времён года Вертумна и Помону. Это один из редких в тосканской живописи Возрождения примеров пейзажа и жанровой сценки, да ещё и соединённых в одной композиции, в которой уже присутствует «какой-то своеобразный оттенок, вносящий диссонанс в мир классической гармонии»[3]. П. П. Муратов в «Образах Италии» посвятил фреске Понтормо несколько восторженных страниц[4]; он увидел в ней «занавес» эпохи Высокого Возрождения во Флоренции, если не во всей Италии.

В октябре 1587 года в Поджо-а-Кайано разыгралась одна из самых страшных трагедий в семействе Медичи. Здесь был найден мёртвым сначала великий герцог Франческо I, а через несколько дней — и его супруга Бьянка Капелло. Предполагается, что обоих отравил мышьяком брат и преемник Франческо на флорентийском троне, Фердинандо[5][6]. После этих событий о Поджо-а-Каяно постарались забыть, образцовые некогда сады заросли сорной травой, даже туристы сюда заглядывали редко.

В течение XVII и XVIII веков переделками виллы занимались братья Руджери, затем в XIX веке её приспосабливала под свой вкус новая хозяйка — Мария Луиза Испанская, королева Этрурии. Виктор Эммануил II обратил на неё внимание и пожелал превратить в одну из своих загородных резиденций, но эти работы шли туго. В 1919 г. вилла была передана государству с целью устройства музея, однако осуществились эти планы только 65 лет спустя[7]. В настоящее время комнаты виллы, долгое время пустовавшие, постепенно наполняются антикварной мебелью[8].