Подкидыш (фильм)


«Подки́дыш» — советский художественный фильм, снятый на студии «Мосфильм» в 1939 году режиссёром Татьяной Лукашевич по сценарию Рины Зелёной и Агнии Барто[⇨]. В основе сюжета — события, происходившие в течение одного дня с ушедшей из дома пятилетней Наташей, которую бездетные москвичи воспринимают как подкидыша и собираются удочерить[⇨]. Фильм стал первой заметной киноработой для Ростислава Плятта; в картине также снимались Фаина Раневская, Пётр Репнин, Ольга Жизнева. Роль «подкидыша» исполнила Вероника Лебедева[⇨].

Фильм вышел на экраны 27 января 1940 года и в целом был доброжелательно оценён рецензентами. Статьи, посвящённые кинокомедии о поисках пропавшей девочки, вышли в таких изданиях, как «Искусство кино», «Советский киноэкран», «Литературная газета», «Правда», «Известия». Кинокритики, отдавая должное педагогическому дару Татьяны Лукашевич при работе с исполнительницей главной роли, одновременно отмечали режиссёрские промахи, связанные прежде всего с образами пионеров, поведение которых строится в картине по «модели отношений партполитработников». К числу неудач авторы первых публикаций отнесли также образ домработницы Ариши и музыку к кинофильму[⇨].

В годы войны негатив «Подкидыша» был утрачен. Ленту удалось восстановить благодаря позитивной копии, сохранившейся в Госфильмофонде СССР. В 1988 году картина была отреставрирована, а в 2010-м — колоризирована. Отдельные фрагменты, присутствовавшие в киноверсии 1939 года, были исключены из последующих редакций фильма[⇨].

Во второй половине 1930-х годов Агния Барто и Рина Зелёная написали сценарий о поисках девочки, ушедшей из дома и отправившейся гулять по московским улицам и принесли его на киностудию «Мосфильм». Хотя на тот момент у обоих ещё не было опыта работы с литературно-драматургическим материалом для кинематографа и они даже не заключили предварительный договор с киностудией, но, тем не менее, на «Мосфильме» сценарий был утверждён сразу же без требования каких-либо правок[2]. В 1939 году фильм, режиссёром которого назначили Татьяну Лукашевич, был запущен в производство[комм. 1]. В процессе работы в сценарий стали вноситься дополнения. Так, в изначальной авторской версии отсутствовала фраза «Муля, не нервируй меня!» — эту реплику, адресованную своему экранному «супругу» — артисту Петру Репнину, произнесла в паузе между дублями Фаина Раневская[комм. 2]. Замечание актрисы показалось создателям «Подкидыша» удачным, и непроизвольный элемент диалога органично вошёл в картину[5].

Машина футболиста у его дома. Футболист вышел из машины. Наташа спит у него на руках. «Получайте вашу дочку, — говорит футболист женщине, сидевшей с ним в машине, — она заснула». Женщина смущена: «Это не моя дочка». — «Не ваша? Чья же это девочка?» — недоумевает футболист[6].