Подкласс (программирование)


В объектно-ориентированном программировании подкласс — это класс, наследующий некоторые (или все) свойства от своего суперкласса.

Для простоты можно считать подкласс одним из «вариаций» своего суперкласса, как, например, «Мэнкс — порода кошек», а «квадрат — вид прямоугольника»:

С этой точки зрения, подкласс — это более уточнённая версия его суперкласса; то есть, перечислены факты о кошках, утверждающие что они в общем случае истинны для всех кошек, даже если у некоторых пород нет хвоста. А все прямоугольники имеют четыре стороны, при этом квадрат имеет более узкую трактовку данных характеристик: все эти четыре стороны должны иметь одинаковую длину.

Не стоит путать отношение подкласс-суперкласс с взаимосвязью классов и его объектами (экземплярами). «Экземпляр кошки» говорит об одной конкретной кошке. Кошка породы Мэнкс в таблице продолжает являться классом, поскольку существует множество различных кошек Мэнкса. А если конкретная кошка (экземпляр класса кошек) случайно теряет свой хвост в драке с лисой, то это никак не меняет самого класса кошек. Это будет все равно лишь конкретная кошка, претерпевшая изменения.

Подклассы и суперклассы часто обозначаются как производные или порождённые (derived) и базовые (base) классы соответственно, причём эти термины закреплены создателем C++ — Бьёрном Страуструпом, который нашёл эти термины более интуитивно понимаемыми по сравнению с традиционной номенклатурой названий.[1]

Для более подробного объяснения концепции классов в объектно-ориентированном программировании, смотри статью о классах.