PPS Group


PPS Group a.s. (PPS Detva, ZTS Detva) — словацкая компания по производству строительной и погрузочно-разгрузочной техники, основанная в 1950 году (в Чехословакии) как часть национального предприятия Tatra Koprivnice. Наиболее известна своими фронтальными погрузчиками HON, UN и UNC, которые были широко распространены на территории СССР. В настоящее время компания производит фронтальные и вилочные погрузчики, навесное оборудование для спецтехники и т. д[1][2].

Компания начала существование в составе национального предприятия Tatra Koprivnice. В 1950 году началось строительство завода, а в 1954 году в производство был запущен первый экскаватор Skoda D500[3]. Постепенно спектр производимой техники расширялся, и 1 января 1955 года по постановлению министра промышленности предприятие в словацкой деревне Детве стало самостоятельным и обрело собственное название «Подполянске строярне». Основной продукцией компании в тот период стали самосвалы Tatra 147 (модификация грузовика Tatra 111); кроме того, на заводе производили гусеничные тракторы, снегоуборочные машины и т. д. В 1974 году продукция компании получила официальное название Detvan[2].

В 1958 году на предприятии открылось конструкторское бюро, и первой его разработкой стали канатные экскаваторы D-031, D-032 и D-33a, предназначенные для установки на шасси Tatra 111; производство их продолжалось до 1974 года. В 1974 году на заводе в Тисовце начат выпуск экскаватора-планировщика с телескопической стрелой UDS 110 (созданного по образцу экскаватора американской компании Gradall[4]) для шасси Tatra 138, а позже — Tatra 815; экскаваторы UDS оставались на конвейере до 1989 года[4].

Переломным моментом в истории компании стал 1960 год, когда было запущено производство фронтального погрузчика HON 050, поскольку машины этого типа впоследствии стали самым массовым продуктом предприятия. Это был первый фронтальный погрузчик, созданный на территории Чехословакии, однако при разработке за основу взяли экземпляр немецкой компании Ahlmann. В отличие от широко распространённых погрузчиков с шарнирно-сочленённой рамой, у этой модели поворотной была только подъёмная стрела, сама же машина управлялась с помощью поворота задних колёс[4]. К достоинством такой конструкции относится возможность повернуть ковш на 180°, к недостаткам — сниженная устойчивость при боковой разгрузке. Погрузчик грузоподъёмностью 1,2 тонны и объёмом ковша 0,5 м³ был оснащён дизельным двигателем Zetor Super 50 мощностью 42 л. с. и мог передвигаться со скоростью до 40 км/ч[5]. За HON 050 последовали модели HON 051 и HON 053, а в 1970-х годах компания запустила в производство погрузчики UN 050 и UN 053. Погрузчик UN 053 производился до 1995 года, и за всё время было выпущено 30 000 единиц этой модели, из них не менее 10 000 были экспортированы в СССР[2][1].

В 1970 году компания начала выпуск более крупного фронтального погрузчика UNC 151 с шарнирно-сочленённой рамой, а за ним — UNC 200[2][1].