Подъездной путь


Подъездной путь — типологическая разновидность железнодорожного пути необщего пользования, противопоставляемая железным дорогам общего пользования[1]. В статистике железных дорог длина обоих типов магистралей показывается раздельно.

В некоторых странах протяжённость подъездных путей может быть сравнимой с длиной железных дорог общего пользования. Так, в 1986 году в СССР из 260,6 тыс. км эксплуатационной длины железнодорожных путей в народном хозяйстве подъездные пути составляли 113,9 тыс. км[2].

Подъездные пути прокладываются к промышленным предприятиям, к местам добычи сырья и к другим грузообразующим элементам хозяйственной инфраструктуры. В этом случае они, как правило, являются частными по форме собственности. Строительство подъездных путей к портам, а также к стратегическим объектам оборонного назначения финансирует государство, и в этом случае они находятся в государственной собственности.

Подъездной путь может примыкать как непосредственно к грузовым железнодорожным станциям, так и к основному ходу магистралей в местах специально устраиваемых для этого разъездов.

Начало развитию подъездных путей в России было положено в 1870-е годы, когда владельцы промышленных предприятий стали обращаться в Министерство путей сообщения с просьбами соединить их предприятия с магистральными линиями, однако отсутствие нужных законов и денежных средств тормозило развитие подъездных путей; лишь в 1887 году было принято положение о подъездных путях к железным дорогам, в соответствии с которым заведование подъездными путями разделено между МПС и МВД[3].

В Российской империи из-за запоздалого развития железных дорог содержание понятия подъездного пути долгое время оставалось расплывчатым, а после принятия в 1887 году «Положения о подъездных путях»[4] получило чрезмерно расширительное толкование, охватив не только конки и трамваи, не соединённые с государственной рельсовой сетью, но даже нерельсовые «шоссированные и мощёные подъездные пути». Так, в документе от 1899 года «высочайше утверждённом» Николаем II, подъездным путём названа трамвайная линия, автономная не только относительно железных дорог, но даже маршрутов конки. Речь идёт о разрешении инженеру Верховскому «построить за свой счёт без всяких пособий от правительства и без права принудительного отчуждения земель электрический подъездной путь (трамвай) общего пользования в пределах Петербургской губернии и уезда от Ланского шоссе до д. Юкки с ветвью от Поклонной горы с. Спасского, общим протяжением около 17,4 версты»[5].