Поезд на краю света


Поезд на краю света (исп. El Tren del Fin del Mundo), или Южная железная дорога Огненной Земли (исп. Ferrocarril Austral Fueguino (FCAF)), — узкоколейная железная дорога в провинции Огненная Земля (Аргентина), на которой до сих пор применяется паровой локомотив. Первоначально была построена для обслуживания тюрьмы в Ушуае, в частности для перевозки древесины. Сейчас она работает как историческая железная дорога в национальном парке «Огненная Земля». Считается самой южной железной дорогой из всех действующих в мире.

В конце XIX века на архипелаге Огненная Земля основали исправительную колонию. Первые заключённые прибыли туда в 1884 году. В 1902 году началось строительство комплекса зданий для обслуживающего персонала. Также была проложена железная дорога на деревянных рельсах для транспортирования строительных материалов, преимущественно камней, песка и древесины. Первоначально тягловой силой железной дороги были быки[1], которые тянули вагоны по узкой колее шириной менее 1 м (3 фута 3 3⁄8 дюйма). В 1909 году начальник колонии известил аргентинское правительство о необходимости усовершенствования железной дороги, и в 1909—1910 годах были проложены новые пути шириной 600 мм (1 фут 11 5⁄8 дюймов) для паровоза[1]. Эта обновлённая железная дорога связывала колонию с лесничеством и пролегала вдоль береговой линии до городка Ушуайя, который быстро развивался. Железная дорога была известна под названием «Поезд узников» (исп. Tren de los Presos) и поставляла в город древесину, необходимую как для строительства, так и для бытовых нужд.

По мере того как вырубались окрестные леса, железная дорога постепенно продвигалась вглубь острова, вдоль долины реки Пипо и поднималась в горы. Постоянное строительство железной дороги давало возможность расширять колонию и город.

В 1947 году исправительную колонию закрыли и на её месте основали военно-морскую базу. Два года спустя, в 1949 году, землетрясение на Огненной Земле разрушило бόльшую часть дороги. Правительство приложило усилия для расчистки линии и восстановления железнодорожного сообщения, несмотря на отсутствие заключённых. Однако железнодорожная линия оказалась нерентабельной и в 1952 году её закрыли[1].

В 1994 году железную дорогу перешили на колею 500 мм (19 3⁄4 дюйма) и она снова заработала, хотя по сравнению со своим прошлым, тюремным, вариантом она стала просто роскошной — с вагоном-рестораном и с шампанским в этом ресторане. В 1995 году для железной дороги приобрели в Великобритании новый паровоз модели 2-6-2Т, который получил название «Камила»[2], и ещё один, аргентинский, модели 4-4-0, который получил название «Порта»[3]. Кроме этих паровозов для железной дороги приобрели ещё три дизельных локомотива и два паровоза системы Гарратт. В 2006 году на железной дороге появился ещё один паровоз, который был назван «Зубьета» в честь Гектора Родригеса Зубьеты, судостроителя и первого популяризатора туризма на Огненной Земле[4].