Поклон


Поклóн, в историческом происхождении — движение и положение тела (поза) верующего в ритуале обращения к божеству (молитва).

В первобытную эпоху, также и при дворах в монархиях Азии до XIX века, это положение тела «ниц», то есть распростёртое на земле лицом вниз. В средневековой России «поклон ниц» был заимствован из Китая через татар (ритуала приёма русских князей татарскими ханами) и практиковался в придворных ритуалах русского царя до XVI века (приёмах послов, подаче прошений). Источник позы — соединение в одном лице функций правителя деспотии и верховного жреца (царь — жрец)[1].

В Средневековье процедура и формы поклона послов месяцами и годами обсуждались Государственными Советами, в обе стороны летели гонцы.

В более высоких формах религии возник «поклон на коленях» (саджда), когда молящийся, стоя на коленях, наклоняется, опираясь на руки, и касается лбом земли. Поклон в этой форме действует в исламе. Для предохранения тела под колени подстилается специальный «молитвенный коврик».

Прикосновение к земле стало обозначать в христианстве знак обращения себя в прах. До этого в русском язычестве, как и в греко-римской мифологии, прикосновение к земле (поцелуй), наоборот, служило знаком получения от земли силы и благодати (см. русские былины)[2][3][4].

Обычай совершать «земные поклоны» появился в древние библейские времена. Так молился Соломон при освящении Иерусалимского храма (см.: 3 Цар. 8: 54), Даниил в плену вавилонском (см.: Дан. 6: 10) и другие ветхозаветные праведники. Этот обычай был освящён Иисусом Христом (см.: Лк. 22: 41) и вошёл в практику христианской Церкви (см.: Деян. 12: 60; Еф. 3: 14). Чаще всего коленопреклонения совершаются Великим постом. Коленопреклонение и восстание, по объяснению святителя Василия Великого, знаменует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа[5].