Полиграфический дизайн


Полиграфический дизайн, или дизайн полиграфической продукции — разновидность графического дизайна, в задачи которого входит разработка материалов под печатную продукцию. Чаще всего готовым продуктом является бумажный носитель.

Формирование дизайна как элемента культуры в XX веке в России проходило неоднородно. Пик творческой дизайнерской активности в 1920-х годах пришёл на смену периоду относительного забвения в середине века, после чего наступило внезапное и обширное восхищение в последние десятилетия XX века. Этот процесс особенно характерен для дизайна полиграфической продукции, основной функцией которого является сохранение и передача социокультурного опыта человека с помощью фиксации и тиражирования информации[1].

Дизайн полиграфической продукции обладает глубокими историческими корнями. Его возникновение традиционно связано с развитием промышленного книгопечатания и технологическими изменениями в области печатных технологий. В древности для создания рукописных книг требовалось значительное количество переписчиков. Возможность тиражирования текстов стала доступной лишь с развитием книгопечатания, представляя собой одно из важных технических достижений Средних веков[1].

Книгопечатание начинается с использования деревянных досок, на которых гравировались текст и рисунки. Такая ксилографическая доска покрывалась краской с помощью специальных подушечек, после чего на неё накладывалась бумага и раскатывалась кожаными вальцами. Этот способ был непригоден для получения объёмных изданий, так как для каждой страницы требовалось вручную изготовить ксилографическую доску. В период зарождения полиграфической промышленности процесс изготовления текстовых и иллюстрационных печатных форм был сосредоточен в руках одного человека, который вырезал на доске или на металле текст, иллюстрации и другие элементы оформления страницы печатной продукции. Следующим шагом на пути прогресса типографского дела стало изобретение отдельных литер, получаемых путем отливки из легкоплавкого материала, с помощью которых можно было набирать слова. Это явилось первым шагом в автоматизации переработки текста для печатных изданий[1].

В начале XIX века появляется литография, которая принесла возможность иллюстрирования изданий. Следующим эпохальным шагом стало возникновение фотографии. Период конца XIX — начала XX века стал переломным в развитии дизайна в России. Рост промышленного производства, бурное развитие частного предпринимательства, возросшая грамотность населения совпали с прогрессом в полиграфии и новым веянием в искусстве — модерном[1].