Померанцев, Александр Никанорович


Алекса́ндр Никано́рович Помера́нцев (30 декабря 1849, Москва — ноябрь 1918, Петроград) — русский архитектор, мастер последнего этапа эклектики в московской архитектуре, просветитель, новатор в использовании современных строительных материалов и технологий. Преподаватель, ректор Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств (с 1894), президент Императорской Академии художеств (1899—1900)[уточнить].

Родился в 1849 году в Москве. В 1874 году закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) с Малой Серебряной медалью, после чего поступил на архитектурное отделение Императорской Академии художеств (ИАХ) в Петербурге. Окончил Академию художеств в 1877 году с золотой медалью 1-й степени за проект «Вокзал в парке вблизи столицы». В 1878—1883 годах находился в пенсионерской поездке за границей, в ходе которой посетил Италию, Францию и Швейцарию. Во время поездки за границу выполнил обмеры росписи Палатинской капеллы, за что в 1887 году по возвращении в Россию получил звание академика архитектуры[2].

В 1882 году болгарский князь Александр I Баттенберг заказал Померанцеву проект Собора Святого Александра Невского в Софии (проект храма-памятника был осуществлён лишь в 1897—1912 гг.).

В 1888 году был назначен штатным адъюнкт-профессором при архитектурном классе Академии Художеств. В конце 1880-х — начале 1890-х годов служил преподавателем в Училище изящных искусств А. О. Гунста. С 1892 — профессор архитектуры, с 1893 — действительный член ИАХ, с 1894 — ректор Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств, в 1899—1900 президент Императорская Академия художеств. С 1890 года состоял членом Московского археологического общества[2]. С 1899 года параллельно преподавал в МУЖВЗ, приезжая в Москву на консультации студентов и экзамены[3] Помощником Померанцева работал архитектор П. П. Щекотов.

В 1895—1896 годах Померанцев — главный архитектор Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Им выполнены генплан выставки и проекты основных павильонов (Главный, Среднеазиатский, Машинный, Искусств). Большинство его проектов использовали новаторские для 1890-х годов металлические каркасы производства Петербургского металлического завода, за исключением павильона Искусств — традиционной купольной конструкции в стиле поздней эклектики.