Попова, Эмма Анатольевна


Э́мма Анато́льевна Попо́ва (27 декабря 1928 — 3 ноября 2001, Санкт-Петербург) — советская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1971), лауреат Государственной премии СССР (1968).

Эмма Попова родилась в Новочеркасске Ростовской области [1]. В 1947 году, одновременно с Зинаидой Шарко, поступила на актёрский факультет Ленинградского театрального института, в мастерскую Бориса Зона. Опытного педагога, воспитавшего немало замечательных актрис, уже в те годы восхищала интуиция Поповой: «Не ты играешь — в тебе играет»[1]. Окончила институт в 1951 году.

В 19531962 годах Эмма Попова выступала на сцене Ленинградского театра им. В. Ф. Комиссаржевской[2]; дебютировала в роли Лизы в водевиле Д. Т. Ленского «Лев Гурыч Синичкин», но этот ввод не был замечен критикой. О Поповой заговорили после сыгранной в том же 1953 году Тины Наморадзе в «Стрекозе» М. Бараташвили[3], и со второй половины 50-х годов она была уже ведущей актрисой театра[3]; играла как характерные роли, в том числе донью Хуану в пьесе Тирсо де Молина «Дон Хиль Зеленые штаны» и Аниту в «Пятой колонне» Э. Хемингуэя, так и лирических героинь: Айтэн в пьесе Н. Хикмета «Первый день праздника», Варю в «Дикарке» А. Островского, — нередко противопоставляя режиссёрскому замыслу собственную интуицию[3]. «И с каждой новой ролью, — отмечала критик В. Иванова, — „процент драматизма“ в работах молодой актрисы неуклонно повышался», — даже в комических ролях[3]. Кульминации же достиг в роли Лизы Протасовой в пьесе А. М. Горького «Дети солнца», где героиня Поповой, по словам критика, «все беды страдающего мира пропускала сквозь собственное сердце, испытывала стыд за чужие грехи, боль за чужую вину» и в конце концов лишалась рассудка, оказавшись не в силах вынести эту тяжесть[1].

В Театре им. Комиссаржевской Попова репетировала и Офелию, но спектакль «Гамлет» не был выпущен[1]. Одной из самых запомнившихся ролей, наряду с Лизой Протасовой, стала трагическая Вероника в спектакле «Вечно живые» по пьесе В. Розова; по словам В. Ивановой, Вероника Поповой «поразила и запомнилась больше, чем все остальные исполнительницы этой роли», её не заслонила даже популярность Татьяны Самойловой, сыгравшей эту роль в знаменитом фильме М. Калатозова[3].