Попов, Алексей Дмитриевич


Алексе́й Дми́триевич Попо́в (12 [24] марта 1892, Николаевск — 18 августа 1961, Москва) — русский советский актёр, театральный режиссёр и педагог, теоретик театра; народный артист СССР (1948); доктор искусствоведения (1957), лауреат трёх Сталинских премий (1943, 1950, 1951)[1][2]. Отец Андрея Попова.

Начав свою карьеру в качестве актёра, Алексей Попов, непосредственный ученик К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, в 1918 году покинул Художественный театр, отправился в провинцию, чтобы найти свой путь в режиссуре, и нашёл его в синтезе школ, казавшихся непримиримыми, — Вл. Немировича-Данченко, Евг. Вахтангова и Вс. Мейерхольда.

Работая в Театре имени Е. Вахтангова (1923—1930) и в Театре Революции (1931—1935), Попов создал ряд спектаклей, вошедших в историю советского театра; он считается фактическим создателем Центрального театра Красной армии, который возглавлял в 1935—1958 годах. Так или иначе на его творчестве сказались все трагические события XX века.

Режиссура для Попова всегда была неотделима от педагогики; как режиссёр он раскрыл дарования многих известных артистов; в 1935—1961 годах преподавал мастерство режиссуры в ГИТИСе; среди его многочисленных учеников были и такие выдающиеся, как Георгий Товстоногов и Анатолий Эфрос. Теоретические работы Попова, посвящённые мастерству актёра и режиссёра, не утратили своего значения и в настоящее время.

Алексей Попов родился в Николаевске Самарской губернии (ныне Пугачёв Саратовской области) и был младшим из троих детей. Некоторое время семья жила в Самаре, где отец, Дмитрий Васильевич, работал кондитером на конфетной фабрике, а мать, Параскева Ивановна, занималась домашним хозяйством, и в конце концов поселилась на окраине Саратова[3][4]. После смерти отца младший сын оказался предоставлен самому себе, рос на улице, которую в зрелые годы вспоминал добрым словом: «Она, а не старая царская школа, пробудила во мне жажду к знанию и любовь к искусству»[5]. Так, на улице он познакомился с пожилым художником Дмитрием Малеевым (как выяснилось позже, бывшим народовольцем), который приобщал мальчишек к изобразительному искусству, — увлечение живописью Попов пронёс через всю жизнь[6].

На улице Попов приобщался к политике: во время Русско-японской войны, прогуливая школу, продавал газеты — делился с горожанами «последними известиями с театра войны»[7]. Улица познакомила Попова с ярмарочными и пасхальными балаганами, единственным в то время общедоступным зрелищем. Эти балаганы — так же, как у Всеволода Мейерхольда и Александра Бенуа, — стали прологом его страстного увлечения театром. Когда на окраине города открылся театр «Общества народной трезвости», роль зрителя очень скоро перестала удовлетворять Попова, он поступил статистом в городской театр; участвуя летом в дачных любительских спектаклях, впервые, в свои 16 лет, выступил в качестве режиссёра и декоратора[8][9].