Портрет Василия Трифоновича Акентьева


«Портрет Василия Трифоновича Акентьева» — картина английского художника Джорджа Доу из Военной галереи Зимнего дворца.

Картина представляет собой ростовой портрет барабанщика Роты дворцовых гренадер Василия Трифоновича Акентьева из состава Военной галереи Зимнего дворца[2].

Василий Трифонович Акентьев (Акинтьев, 1787 — не ранее 1831) — происходит из солдатских детей. В военной службе состоял с 1805 года, служил в лейб-гвардии Финляндском полку. Принимал участие в походе в Австрию в 1805 году, в сражении при Аустерлице был дважды ранен и некоторое время считался пропавшим без вести, далее он участвовал в кампании 1806—1807 годов в Восточной Пруссии, в Отечественной войне 1812 года и в Заграничных походах 1813 и 1814 годов. В 1827 году зачислен барабанщиком в Роту дворцовых гренадер[3] и в 1831 году уволен в бессрочный отпуск с начислением пенсии[4].

Изображён стоящим в помещении, слева за спиной открытая дверь, в которой видна листва, справа — уходящая вдаль колоннада. Одет в форму барабанщика дворцовых гренадер, на груди знак отличия ордена Св. Анны, серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года» на Андреевской ленте, медаль «За взятие Базарджика» и медаль «За взятие Парижа». Перед ним на полу стоит барабан. Сзади из-за ног видны краем сабельные ножны. В правом нижнем углу подпись художника и дата: Geo Dawe RA 1828, чуть левее её голубой краской нанесены цифры: 170 (эти цифры соответствуют номеру картины в «Описи картин Николая I»). Слева внизу чёрной краской нанесена поздняя надпись, относящаяся к первой половине 1830-х годов: Барабанщикъ Василiй Акентьевъ. С тыльной стороны картины белой краской повторён номер «Описи картин Николая I» и красно-коричневым нанесён шифр Е346, мелом написаны цифры 81; на перекладине подрамника два зачеркнутых шифра, соответствующих номерам в описях Екатерининского дворца: зелёным ЕДМ 762 и светло-голубым ЕДМ 1141[5].

Картина написана в начале 1828 года и является одним из четырёх ростовых портретов дворцовых гренадер, написанных Доу по отдельному заказу императора Николая I (гонорар Доу за эту работу был выплачен в следующем году). Считалось что вся серия создавалась в первую очередь как иллюстрация образцов военной формы, однако по замечанию хранителя британской живописи в Эрмитаже Е. П. Ренне «упоминание имён наиболее заслуженных лейб-гвардейцев в заказе свидетельствует, что они были самоценны как портреты»[6].