Портрет Н. Н. Ланской (Макаров, 1849)


«Портрет Н. Н. Ланской» — одно из нескольких изображений вдовы А. С. Пушкина, написанных художником И. Макаровым. Был создан в 1849 году, во время её второго брака с П. П. Ланским.

Обстоятельства его создания известны по переписке Ланской с мужем. В прошлом атрибутировался Т. Неффу и К. Лашу. В 1919 году исчез из квартиры её дочери, впоследствии был приобретён Пушкинским Домом у частного лица. В настоящий момент хранится в Петербурге в музее-квартире Пушкина.

Летом 1849 года второй муж модели Пётр Ланской вместе со своим полком находился в Лифляндии. Он хотел, чтобы супруга приехала к нему в Ригу, однако она не могла оставить детей (их было семеро — четверо от первого брака с Пушкиным и трое — от второго брака). На именины мужа (29 июня) она сначала хотела прислать ему свою фотографию или дагерротип, однако оба имевшихся изображения она нашла неудачными.

Поэтому Ланская обратилась к ученику Академии художеств Макарову, в то время работавшему над портретами её детей, за консультацией. Она надеялась, что кто-либо из живописцев сможет исправить дагерротип. Макаров согласился с ней, что с дагерротипом мог бы поработать В. Гау, однако тут же сам предложил написать её портрет маслом, так как, по его словам, «уловил характер» лица Натальи Николаевны (Впоследствии Макаров, ставший модным портретистом, неоднократно писал детей и внуков Пушкиных-Ланских, а также её саму, причём не только с натуры, но и копируя работы других художников, как, например, при создании портрета Григория Пушкина в мундире Пажеского корпуса (1884)[1]).

Картина была закончена в три сеанса, причём автор не взял платы и просил принять её в подарок в знак своего уважения к Ланскому[2]. Сама Ланская находила, что портрет вышел очень удачен, признавали это и все, кому она его показывала[3]. Картон с ещё не высохшими красками был отправлен в Ригу. По совету художника, Ланской должен был время от времени протирать его влажной губкой, чтобы убрать следы бумаги, в которую он был завёрнут. Однако Ланская предостерегала мужа, чтобы он не делал этого слишком часто, так как можно повредить красочный слой[4].

Затем портрет перешёл к старшей дочери Ланских Александре и хранился (по свидетельству её внучки, Марии Петровны) в её петербургской квартире[5]. Воспроизводился в «Альбоме пушкинской юбилейной выставки в Императорской Академии наук в С.-Петербурге», прошедшей в мае 1899 года (№ 250: «Портрет масляными красками, собств. её дочери А. П. Араповой, рожд. Ланской»). В 1907 году его репродукция появилась в иллюстрированном приложении к журналу «Новое время», где публиковались воспоминания Араповой (с указанием художника — И. К. Макарова — и ошибочной датой создания — 1848). В том же году он был напечатан в «Художественных сокровищах России» (под № 6, автором был указан Макаров); в 1910 году — в собрании сочинений Пушкина под редакцией Венгерова (том 4).