Посевное финансирование


Посевное финансирование (англ. seed money, seed funding, seed stage investments и т.д.) — высокорисковые инвестиции в новый бизнес или компании на раннем этапе развития[1][2].

Посевные инвестиции отличает наибольший финансовый риск и наиболее высокая окупаемость инвестиций в случае успеха компании в сравнении с инвестициями на других этапах существования компании[3].

С изменением рынка венчурного капитала роль посевных инвестиций последовательно менялась. Если в середине 2000-х годов к посевному финансированию относили средства, привлечённые на развитие идеи и разработку прототипа (в этом ключе их рассматривал инвестор и основатель бизнес-акселератора Y Combinator Пол Грэм), то к середине 2010-х инвесторы начали рассматривать посевной раунд как поддержку запуска продукта и расширения рыночной ниши[4][5]. Практика поддержки стартапов на этапе бизнес-идеи и прототипирования, в свою очередь, получила определение «предпосевного» финансирования[6][7][8].

В контексте методики развития клиентов (англ. customer development) Стива Бланка предназначением посевного финансирования считается проверка гипотез о клиентах компании, её продукте и рынке[9]. Непредсказуемость изменений бизнес-модели компании делает этот этап непривлекательным для большинства институциональных инвесторов, поэтому в качестве вероятных источников средств Бланк отмечает самих основателей стартапа, их родственников и друзей, бизнес-ангелов, площадки для краудфандинга и ранних последователей[англ.] продукта[10].

Для большинства стартапов посевным финансированием становится ограниченный объём средств от неформальных инвесторов, достаточный для бутстрэппинга продукта, но периодические издания уделяют большее внимание крупным траншам от сообществ ангелов или фондов посевных инвестиций[4]. Потребности компаний из разных отраслей отличаются, потому варьируется и средняя величина посевного раунда.

В конце 90-х годов XX века американские фонды в среднем инвестировали в компании из области информационных технологий порядка 2,5 миллионов долларов в посевном раунде, к началу второго десятилетия XXI века эта сумма уменьшилась в пять раз вследствие снижения стоимости запуска и развития софтверных компаний.