Стартап


Старта́п (от англ. startup company от start up букв. «запускать») — компания с короткой историей операционной деятельности и анализа рынка [1]. Термин впервые использован в журнале Forbes в августе 1976 года и Business Week в сентябре 1977 года[1]. Понятие закрепилось в языке в 1990-е годы и получило широкое распространение во время возникновения экономического пузыря доткомов[2].

Стартап — это коммерческий проект, основанный на какой-либо идее и требующий финансирования для развития. В стартапы инвестируют прежде всего венчурные фонды. Это является крайне рискованным делом: указывается, что лишь 1 % стартапов достигает больших объёмов продаж и приносит инвесторам высокий возврат инвестиций[3]. Создатели стартапа либо продают свои доли в успешном стартапе, либо сохраняют их для получения стабильного пассивного дохода (при этом у создателя стартапа часто остается менее 10 % капитала компании)[4].

Создатель методики развития клиентов (англ. customer development) американский предприниматель Стивен Бланк определил стартапы как временные структуры, существующие для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели[5]. Автор книги «Бережливый стартап» («Экономичный стартап») и идеолог интерактивного подхода в предпринимательстве Эрик Рис отмечает, что стартапом может быть названа организация, создающая новый продукт или услугу (продуктовую инновацию) в условиях высокой неопределённости[6][7]. Предприниматель, венчурный капиталист и эссеист, основатель бизнес-акселератора Y Combinator Пол Грэм считает быстрый рост главной характеристикой стартапов (4 %-7 % в неделю по ключевому показателю)[8]. Ему вторит сооснователь PayPal, первый инвестор Facebook Питер Тиль[9]. Если стартап оказывается в состоянии стагнации, то превращается в компанию-зомби.

Формальными критериями для участников рейтингов стартапов обычно выступают возраст компании, число сотрудников, прибыль и её рост, наукоёмкий характер продукта, контроль основателей над компанией и оценка потенциала компании экспертным жюри[10][11][12][13]. Однако Пол Грэм утверждает, что наличие технологической инновации и венчурного финансирования не имеет значения, а малый возраст не делает компанию стартапом[8]. Частое использование понятия в контексте технологических компаний характеризует роль технологий в обеспечении устойчивого роста — но не подразумевает технологический характер как обязательную характеристику стартапа[14].

Некоторые стартаперы рассматривают стартапы как культурный феномен — общие ценности всех членов команды и ощущение значимости вклада каждого сотрудника. Они утверждают, что сохранение этой культуры позволяет считать команду стартапом вне зависимости от размера и контроля основателей над компанией[11].

В последнее время стартап часто рассматривают с точки зрения краудфандинга — это проект, созданный стартаперами для сбора коллективных средств для реализации общих ценностей.