Послание к Ефесянам


Посла́ние к Ефе́сянам (др.-греч. Ἐπιστολή πρὸς Ἐφεσίουςлат. Epistula ad Ephesios) — книга Нового Завета, входящая в число посланий апостола Павла и обращённая к христианам из язычников малоазийского города Эфес.

Церковное предание приписывает Послание к Ефесянам апостолу Павлу и известно многим раннехристианским авторам. Однако новозаветные учёные склонны оспаривать традиционную атрибуцию, поскольку автор не описывает проблемы общины Эфеса, к которой обращается. Из повествования, как пишет А. С. Десницкий, складывается ощущение, что речь идёт о христианской церкви более позднего времени. В нём отсутствуют богословские концепции, свойственные другим посланиям Павла, и наоборот, появляются нигде более не высказывающие идеи. Богословие и стиль тесно связаны с Посланием к Колоссянам, но его авторство также оспаривается. Согласно самой распространённой точке зрения, автором произведения является кто-то из учеников Павла: либо пересказывая слова учителя, либо составляя его под руководством апостола. Другие учёные даже предполагают, что ученики написали послание уже после смерти Павла[1].

Город Эфес (Ефес), бывший столицей римской провинции Азия, играл важную роль в миссионерской деятельности апостола Павла. Первый раз Павел оказался в Эфесе на обратном пути из Греции в Иерусалим. Он недолгое время проповедовал в синагоге (Деян. 18:19), оставив управлять местной общиной Акиллу Понтянина и его жену Прискиллу (Присциллу) (Деян. 18: 18 — 19). Во время второго посещения города (Деян. 19:1) он остановился здесь на два года (Деян. 19:10), проповедуя как иудеям, так и язычникам. В конце его пребывания в Эфесе случился мятеж, поднятый серебряником Димитрием (Деян. 19:23), в результате Павел уехал в Македонию (Деян. 20:1).

По мнению толкователей, послание написано во время заключения Павла в Кесарии[2] или в Риме в 60[3] — 63 годах, поскольку в тексте Павел неоднократно называет себя «узником» (Еф. 3:1, также 4:1 и 6:20). То, что послание написано Павлом, как отмечал в XIX веке Св. Феофан (Вышенский), «в этом сомневающихся почти нет, или их так мало, и основания их неверия так ничтожны, что не стоит и внимания останавливать на этом». Однако в современной библеистике есть мнение, что автором послания был всё-таки не Павел, а один из его эфесских учеников, использовавший при написании подлинные письма апостола[4].

Послание упомянуто св. Иринеем Лионским в списке новозаветных книг. Текстологически это послание близко к посланию Колоссянам[5].

Главная идея послания — Церковь (греч. ἐκκλησίᾳ) как Тело Христа (1:22), которая чиста и непорочна. Отдельными темами в послании звучат тема преображения из «ветхого человека» (греч. παλαιὸν ἄνθρωπον) в «нового человека» (4:22), а также демонология «мироправителей» (греч. κοσμοκράτορας) и «поднебесных» духов злобы (6:12).