Последние дни человечества


Последние дни человечества (нем. Die letzten Tage der Menschheit) — пьеса Карла Крауса, написанная между 1915 и 1922 годами, как реакция на Первую мировую войну. Трагедия в пяти действиях с прологом и эпилогом[1].

Бесчеловечность и абсурдность войны изображены в 220-ти слабо связанных между собой сценах, многие из которых основаны на подлинных источниках того времени. Спектакль предназначен для «марсианского театра» и полностью никогда не ставился.

Текст пьесы более чем на треть состоит из цитат: газетных, военных приказов, указов и приказов гражданских властей, приговоров судов, авторских и чужих писем, военных проповедей, речей, проспектов, а также открыток, фотографий, плакатов и т. п. Краус писал об этом в предисловии[2]:

«Самые невероятные действия, о которых здесь сообщается, произошли на самом деле; я изображал только то, что они делали. Самые невероятные разговоры, которые ведутся здесь, были произнесены дословно; самые зловещие изобретения — это цитаты».

Пьеса не имеет непрерывного сюжета, а состоит из 220-ти сцен разной продолжительности, в которых в различных повседневных военных ситуациях участвует большое количество реальных и вымышленных персонажей — от папы и императоров Франца Иосифа и Вильгельма II до уличной проститутки и «простого безымянного солдата» (всего 1114 говорящих и немых ролей, групп и хоров). При этом главный герой в пьесе отсутствует. Произведение выстроено в хронологическом порядке от лета 1914 года (пролог) до конца войны (четыре с половиной года войны уложены в пять действий). Действие экспрессионистского эпилога полностью разворачивается на поле боя.