Церковный посох


В православии посох служит символом пастырской, духовной власти архиерея, а также игумена монастыря. Посох вручают каждому епископу при хиротонии.

Самая древняя форма жезла имела форму пастушеского посоха — деревянной палки с изогнутым или загнутым верхом. Ныне навершие богослужебного посоха увенчивается крестом, сама форма навершия бывает двух видов:

Различаются богослужебные позолоченные, торжественные и богато украшенные посохи, и внебогослужебные, повседневные, обычно чёрные, простые деревянные палки без навершия, но с металлической оправой и утолщением в верхней части из резной кости, дерева, серебра или иного металла.

Архиерейский жезл, в отличие от архимандритского, имеет изображение яблок. Отличительной особенностью русских архиерейских посохов является сулок — двойной платок у навершия, предохраняющий руку от мороза. Впрочем, некоторым архимандритам в виде награды также позволяется иметь сулок на жезле. Посох без сулка — исключительное право Патриарха Московского и всея Руси.

Во время малого и великого входов на архиерейских богослужениях жезл предносится впереди торжественной процессии духовенства. Только патриарх имеет право с жезлом входить в алтарь храма. Остальные епископы перед Царскими вратами отдают жезл иподиакону-по́сошнику, стоящему за архиерейским богослужением на солее справа от царских врат[1] у иконы Спасителя.

В католицизме посох (другие названия — пастырский жезл, пасторал) используется епископом или аббатом монастыря. Епископ использует посох как символ ординарной власти в ходе любого богослужения на своей канонической территории[2]. Жезл вместе с митрой подаётся епископу и принимается от него министрантом в определённые моменты богослужения.