Постминимализм


Постминимали́зм — искусствоведческий термин, вошедший в оборот в начале 1970-х годов[1] для описания особой тенденции в различных сферах искусства, которая отталкивалась от предшествующего ей минимализма — как в стремлении его развить (через сохранение приверженности формальной простоте), так и наоборот преодолеть (стремясь к более широкому смысловому наполнению).

Этот термин чаще всего употребляется для описания соответствующих направлений в музыке[источник не указан 1143 дня] и изобразительном искусстве, хотя также может быть использован в отношении любой другой сферы деятельности, широко использующей минималистические техники, — и прежде всего, в отношении дизайна и архитектуры.

Появление постминимализма в изобразительном искусстве как продолжение минимализма относят к концу 1960-х годов. Под этим термином объединились различные, иногда взаимоисключающие, направления, объединённые общим стремлением преодолеть недостатки предшествующего стиля. В частности, к постминимализму относят такие направления как боди-арт, предметно-ориентированное искусство и некоторые проявления концептуального искусства. Произведения могли быть представлены в форме скульптуры, перформанса, инсталляции[2].

Первым показом работ постминимализма считается организованная Люси Липард в Нью-Йорке в 1966 году выставка «Эксцентрическая абстракция» (Eccentric Abstraction), в которой приняли участие Ева Гессе, Луиза Буржуа и Брюс Науман. Название «постминимализм» новому направлению дал критик Роберт Пинкус-Виттен[англ.], сделавший обзор проведённой выставки и заметивший в работах художников отрицание принципов минимализма. В широкое употребление термин вошёл в 1969 году во время выставки Anti-Illusion: Procedures/Materials в Музее американского искусства Уитни. Чуть ранее, в декабре 1968 года произведения постминимализма были показаны на выставке 9 at Castelli[3][4] в Нью-Йорке, а в 1969 году — на выставках When Attitudes Become Form в Лондоне и Берне[2].

В качестве противоположных целей художников, причисляемых к минимализму, можно назвать, например, стремление одних создавать нерепрезентативные, лишённые авторского влияния, но полностью материальные произведения, в то время как другие стремились вернуть в них экспрессию, от которой, протестуя против абстрактного экспрессионизма, отказались художники минимализма[2].