Боди-арт


Боди-арт (англ. body art «искусство тела») — одно из направлений авангардного искусства, сложившееся в 1960-е годы[1]. Главным объектом боди-арта становится тело человека, а содержание раскрывается с помощью невербального языка: поз, жестов, мимики, нанесения на тело знаков, «украшений». Объектом боди-арта также могут выступать рисунки, фото, видео и муляжи тела. Развивалось в основном в русле перформанса и акционизма[1].

Тело рассматривается как вещь для манипулирования, повышенный интерес художники проявляют к пограничным экзистенциальным ситуациям. Композиции боди-арта разыгрываются прямо перед зрителем или записываются для последующей демонстрации в выставочных залах. Боди-арт повлиял на авангардную моду, проявившись в таких её элементах, как пирсинг, шрамирование, татуировка и т. п.[1][⇨]

Среди представителей боди-арта можно отметить В. Аккончи, Б. Науман, Р. Шварцкоглер, К. Байден, Б. Маклин, Дж. Пане и др.[1]

Одни из первых в XX веке опыты в духе боди-арта относятся к 1910-м годам, когда русский футуризм в лице М. Ф. Ларионова провозгласил, что «пора искусству вторгнуться в жизнь» и что «раскраска лица — начало вторжения». Предлагая программу разного рода «раскрасок» и преобразований облика мужской и женской фигур, Ларионов реализовал эти идеи масочно-ряженного боди-арт применительно к себе и к своим товарищам. Разрисовав свои лица и превратив себя в живые художественные объекты, они вышли 14 сентября 1913 года на «футуристическую прогулку» по Кузнецкому мосту.

Начиная с 1960-х годов боди-арт начал интенсивно развиваться в Европе, как часть эстетической революции авангардизма, направленной против духовной косности общества, как противопоставление себя прежним и в особенности общепринятым традициям творчества, равно как и всем окружающим социальным стереотипам в целом.

Первый сеанс боди-арта в Советском Союзе, документированный западными журналистами, провёл в своей студии в Москве художник Анатолий Брусиловский. Статья с фотографиями перформанса была опубликована в итальянском журнале «Espresso» в декабре 1969 г.