Науман, Брюс


Брюс Науман (англ. Bruce Nauman; род. 6 декабря 1941, Форт-Уэйн, Индиана) — американский современный художник и скульптор-концептуалист.

Брюс Науман изучал искусство, а также физику и математику в Висконсинском университете в Мадисоне, с 1960 по 1964 годы. В 1964 году перешёл в Калифорнийский университет и оканчил его в 1966-м как магистр искусств. Затем преподавал в Институте искусств Сан-Франциско и сотрудничал с художником Уэйном Тибо. В конце 1960-х годов перешёл от живописи к скульптуре, киноискусству и перформансу. В то же время продолжал преподавательскую деятельность в различных университетах США. В 1989 году переехал в штат Нью-Мексико, где и по сегодняшний день живёт и работает.

Творчество Брюса Наумана бросает вызов традиционному представлению о том, что художник должен иметь один узнаваемый стиль. С середины 1960-х художник создал большое количество работ в разных медиа. Если что-то объединяет эти разные произведения, это убеждённость Наумана, что эстетический опыт важнее фактического значения объекта. Он создаёт ситуации, которые физически или интеллектуально дезориентируют зрителя.

В 1966 году, после окончания обучения, Науман задумался над сутью деятельности художника. Он пришёл к заключению, что раз он художник и находится в студии, то тогда всё, что он делает в студии, является искусством. Искусство с этой точки зрения стало в большей степени активностью, процессом, чем продуктом. Науман начал использовать собственное тело как материал. Решив включить элементы повседневной жизни в свои работы, Науман использовал собственное поведение как отправную точку для серии фильмов, снятых в 1967—1969 годах. Он записывал себя производящим простые повторяющиеся действия, посвящённые конкретной проблеме, обозначенной в названии фильма. Эти действия часто продолжались на протяжении одного часа — продолжительность видеокассеты. Намного позднее художник вернулся к этой теме в «Setting a Good Corner (Allegory and Metaphor)» (1999). Науман сделал запись повторяющихся прозаических действий из своей жизни на ранчо в Нью-Мексико. В 1968 году Науман создал свою первую серию голограмм, которые были спроецированы на стекло, и дал им название «Создание лиц»[7]. В данных сериях голограмм Науман вытягивал свое лицо до неестественных форм, доходящих до абсурда, вызывая противоречивые эмоции[7].

Одной из самых известных ранних работ Брюса Наумана является фотография «Self Portrait as a Fountain» («Автопортрет в виде фонтана»). Сделанный в 1966 году снимок не сохранился, Брюс Науман переснял его в 1970-м. Фотография демонстрирует художника, выплевывающего поток воды из рта. Насмешливый и непочтительный, Науман изучает идею искусства как средства коммуникации и роль художника как коммуникатора. В этой работе легко проследить связь с «Фонтаном» Марселя Дюшана.