Потоцкий, Павел Николаевич


Павел Потоцкий (1879, Санкт-Петербург — 15 марта 1932, Баку) ― был польским инженером, нефтяником, проживавшим в Баку. Он инициировал и курировал проект осушения бухты Биби-Эйбат. В 1929 г., Потоцкий был удостоен Первой Премии Всесоюзной Выставки Достижений Народного Хозяйства СССР за лучшие строительные работы, а в 1931 году он был награжден Орденом Ленина[1].

Павел Потоцкий родился в 1879 г. в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Его отец, Николай Потоцкий, был генералом и преподавал в Михайловской Военной Академии в Санкт-Петербурге. Он определил своего сына на военную службу, но молодой Павел хотел стать инженером и перевёлся в Институт Дорог и Коммуникаций Пажеского Корпуса где получил высшее образование. Окончив институт с отличием в 1901 г., Павел Потоцкий отправился в Нидерланды, чтобы изучить тонкости раскопок. Вернувшись из Нидерландов, он начал работы по строительству канала в устье Днепра в Херсоне. Там ему предложили проект, но он выдвинул свой и в результате сократил время реализации работы в 2 раза. Имя Потоцкого можно прочитать на стенах плотины. Он проработал здесь до 1910 г., когда бакинская нефтяная промышленность пригласила его возглавить проект по заполнению бухты Биби-Эйбат. Его попросили продолжить работу Витольда Згленицкого, другого польского инженера, который преждевременно скончался в 1904 г. До этого нигде в мире водно-болотные угодья не были засыпаны почвой[2]. Еще в 1890-х гг., нефтяная промышленность Азербайджана обратилась к царскому правительству с просьбой о разрешении развития водной площади залива Биби-Эйбат.

Основная суть этой работы заключалась в строительстве нефтяных месторождений на создаваемых искусственных земляных участков и бурении в море. Для этого, по настоянию П. Потоцкого, в 1910 г., Сормовскому заводу было поручено изготовить караван буровых станков. Этот караван был построен в 1916 г. и состоял из 2 самосвалов мощностью 1100 лошадиных сил, 5 буксиров мощностью 1100 лошадиных сил, 10 барж объемом 1100 кубометров и других сооружений. Местные камни, привезенные с мыса Шихова и острова Наргина, использовали для укрепления берегов и строительства плотин. Однако караван был отправлен в Прибалтику в военных целях, прежде чем начались работы. Гражданская война в России затруднила работу в бухте Биби-Эйбат[3].

В августе 1919 г., Павел Потоцкий потерял зрение одного глаза. Позже и другой глаз постепенно утратил способность видеть и в июне 1920 г. этот показатель составлял 90 %. Потоцкий был вынужден поехать в Москву для лечения глаз, но врачи не смогли ему вернуть зрение. Он страдал от атрофии зрительного нерва, и в то время не было лекарства от этой болезни. В результате, в возрасте 41 года, он потерял способность видеть обоими глазами[4].