По щучьему веленью


«По щучьему веленью» («Емеля-дурак», «Сказка о Емеле-дурачке») — распространённый сюжет волшебной народной сказки у восточных славян. Три варианта сказки опубликовано в сборнике «Народные русские сказки» Александра Афанасьева под номерами 165—167, иногда при ссылке на сборник указывают только первый вариант — № 165[1].

В сравнительном указателе сюжетов имеет № 675 и краткое описание: дурак щадит щуку; «по щучьему велению» делается всё, что он приказывает (рубятся дрова, движется печь и т. п.); по его слову царевна становится беременной; дурак и царевна брошены в бочке в море; они спасаются, строят дворец, дурака признают царским зятем.

Русских вариантов сказки — 22, украинских — 11, белорусских — 6. Сюжет сложился первоначально как анекдотический. Первая русская публикация — «Сказка о Емеле-дурачке» в сборнике П. Тимофеева в 1787 году[2]. Сказки этого типа вошли в лубочные книжки XIX века и обрабатывались также известными русскими писателями — В. Далем («Емеля-дурачок»), И. Буниным («О дураке Емеле, какой вышел всех умнее»), А. Толстым («По щучьему веленью»)[3].

К серьёзным делам семьи Емелю не допускают. Он чрезвычайно ленив: невесткам приходится подолгу упрашивать его выполнить любую, даже несложную работу. Единственное, что может сподвигнуть его на действие — это обещание гостинцев, на которые он очень падок. В этом заключается скрытая, на первый взгляд незаметная ирония: имя «Емельян», по одной из версий, в переводе с латыни (лат. Emilianus) означает «трудолюбивый». Однако этот, казалось бы, непривлекательный персонаж обладает качествами, которые делают его настоящим героем: он ловок и удачлив, сумел голыми руками поймать волшебную щуку в проруби и получить от неё магическую силу (в терминологии В. Я. Проппа щука становится «волшебным помощником» деревенского дурачка).

Сначала Емеля использует приобретённый дар в бытовых целях — заставляет вёдра с водой идти домой, топор — рубить дрова, дубинку — сильно колотить недругов. Кроме того, он передвигается на самодвижущихся санях без лошади, а впоследствии управляет печкой (так как не хочет оставить любимую лежанку). Езда на печи — один из ярких эпизодов сказки. Интересно, что, управляя своими транспортными средствами, Емеля безжалостно давит людей («А зачем они под сани лезли?»).

Среди фольклористов существует мнение, что эта деталь указывает на царскую природу Емели, который до поры до времени остается «тёмной лошадкой», а впоследствии обнаруживает свою героическую, незаурядную сущность. Действительно, именно слухи о барском способе вождения и жалобы пострадавших заставляют царя обратить внимание на ничтожнейшего из своих подданных. Емелю хитростью заманивают во дворец при помощи подарков, и царь предъявляет ему претензию, которая, в сущности, ограничивается устным выговором. Емеля же в это время успевает пожелать, чтобы царская дочь полюбила его. Когда он отправляется домой, та начинает по нему тосковать и требует вернуть обратно крестьянского сына.