Правило 107 %


Правило 107 % — одно из положений спортивного регламента «Формулы-1», распространявшееся на квалификационные сессии в сезонах 19962002 годов и вновь введенное с сезона 2011 года, гласящее:

Любой пилот, чей лучший квалификационный круг превышает 107 % от времени поул-позиции, не допускается к старту, кроме как при исключительных обстоятельствах, если таковые признаны стюардами этапа. Если более одного пилота допущены к гонке таким образом, их порядок на стартовой решётке определяется стюардами.[1]

Применяется это правило не очень строго, чаще всего стюарды гонки считают обстоятельства нарушения исключительными - так, например, в сезоне 2011 года в 14 из 16 случаев гонщик, не уложившийся в 107 %, был всё же допущен к гонке.

Главный контролирующий орган автоспорта — Международная автомобильная федерация (FIA) представила правило 107 % на заседании всемирного совета по автоспорту в июне 1995, непосредственно перед Гран-при Франции.[2] За последние несколько лет количество мест за сезон в командах уменьшилось до 26, и в итоге в квалификации могли участвовать все команды независимо от их скорости. В 1995 году новый технический регламент равномерно распределил большую часть пелетона, в то время как команды со слабым финансированием и медленными болидами, такие как «Forti», «Pacific» и «Simtek», продолжали уступать им.

Комментируя внедрение правила 107 %, президент FIA Макс Мосли сказал следующее: «каждая маленькая команда, которая правильно организована, сможет пройти предел 107 процентов».[3] Владелец коммерческих правил Берни Экклстоун согласился с этим мнением, заявив в интервью: «Формула-1 — лучшая автогоночная серия. И нам не нужно ничего, что не является лучшим.» Он также обвинил маленькие команды в менталитете «особенных в пелетоне» в том, что они пытаются чаще показать на телевидении своих спонсоров, а не сосредоточены на прогрессе.[4]