Православная иконография Иисуса Христа


Православная иконография Иисуса Христа (христологический ряд) включает многочисленные варианты изображения Христа в православном искусстве. Основными типами являются Пантократор и Спас Нерукотворный.

Эпитет «Ветхий деньми», как и источник иконографии восходят к Ветхому Завету. В видении пророка Даниила Бог описывается в виде Старца — «воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна» (Дан. 7:9). Понимание библейского Ветхого денми как Бога-Отца, Первого Лица Святой Троицы, приводит к таким формально запрещённым иконографическим схемам изображения Троицы, как Отечество и Сопрестолие. Догмат о неизобразимости Бога-Отца и неоднократно описываемые в Библии антропоморфные облики Божества (Быт. 3:8; Быт. 32:24—30; Исх. 6:3, Исх. 33:23; Дан. 7:9, 13 и др.), приводят к выводу о том, что видимым людям являлось второе Лицо Троицы, Бог-Сын. В иконописи подобная точка зрения выражается в надписывании имени Иисуса Христа над изображением Ветхого денми.

Первые изображения Христа Ветхого денми известны не позднее VI века (церковь святой Констанции в Риме). В русской иконографии можно отметить фрески церкви Спаса на Нередице (Новгород Великий, XII век).

Ангельский деисус — название иконографической композиции, включающей Христа Эммануила и двух архангелов — Михаила и Гавриила. Существует ошибочное мнение, что данная композиция представляет собой символическое изображение Троицы[2].

Была распространена в раннехристианском искусстве, затем сошла на нет. В иконописи появляется в регионах, находящихся под западным влиянием.

Источник названия и иконографии — евангельская сцена поругания Христа римскими солдатами (Мф. 27:27-30).