Право вето Президента России


В конституционном праве Российской Федерации правом вето обладают два института государственной власти — Совет Федерации (Верхняя палата Парламента) и Президент России.

Под правом вето Президента Российской Федерации понимается отклонение федеральных законов для устранения противоречий между ним и Федеральным Собранием России (Государственной Думой и Советом Федерации РФ).

Президент России рассматривает федеральные законы в течение 14 дней после поступления их из Совета Федерации либо из Государственной Думы. Если на законопроект накладывается вето Президента РФ, верхняя и нижняя палаты Парламента незамедлительно уведомляются об этом. В случае, если они готовы доработать законопроект, создаётся спецкомиссия из депутатов Государственной думы и представителей Президента России. Сенаторы РФ также могут состоять в спецкомиссии, однако это не регулируется ни Конституцией Российской Федерации, ни какими-либо законодательными актами, а относится на усмотрение Президента и (или) Государственной Думы РФ[1]. Члены комиссии должны либо вновь рассмотреть данный законопроект с учётом возражений главы государства, либо снять его с рассмотрения окончательно (Глава 15 Регламента Государственной Думы). Также Государственная Дума и Совет Федерации РФ могут преодолеть вето Президента, если обе палаты проголосуют конституционным (квалифицированным) большинством. Для преодоления вето требуется ⅔ голосов каждой из палат (не менее 300 депутатов и 120 сенаторов).

Формирование спецкомиссии возможно только после предложения Президента РФ. Государственная Дума не в праве предлагать её создание. Если Президент РФ не предложил сформировать специальную комиссию, Государственная Дума правомочна либо согласиться с мнением Президента и снять законопроект с дальнейшего рассмотрения, либо проголосовать повторно за него квалифицированным большинством, начав процедуру преодоления вето Президента Российской Федерации[2][1].

Президент РФ до подписания правовых актов может обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации за правовой оценкой федеральных законов. Если Конституционный Суд подтвердит его конституционность, Президент России подписывает документ в трёхдневный срок. Если же Конституционный Суд признает законопроект не соответствующим Конституции Российской Федерации, Президент возвращает его в Государственную Думу (пункт 3, статья 107 Конституции Российской Федерации).

На Федеральные конституционные законы накладывать вето Президента РФ не имеет смысла, поскольку для их принятия требуется более сильное квалифицированное большинство в ¾ голосов от общего числа сенаторов в Совете Федерации. Для преодоления вето Президента РФ требуется меньше голосов сенаторов ― ⅔ от их общего числа. В теории конституционного права Федеральные конституционные законы имеют больший правовой статус, чем вето Президента России[3].