Федеральный конституционный закон Российской Федерации


Федера́льный конституцио́нный зако́н Росси́йской Федера́ции — разновидность федеральных нормативных правовых актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам, но пониженной по сравнению с законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

Вопросы, предусматривающие принятие Федеральных конституционных законов, содержатся в следующих статьях Конституции Российской Федерации:

При этом по одному вопросу может приниматься несколько ФКЗ, по нескольким вопросам — один ФКЗ. В настоящее время не принят ФКЗ, определяющий порядок созыва Конституционного собрания и ФКЗ, определяющий изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

Порядок принятия федеральных конституционных законов установлен Конституцией Российской Федерации и регламентами палат Федерального собрания. В соответствии со статьёй 108 Конституции Российской Федерации, федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен двумя третями депутатов Государственной Думы и тремя четвертями сенаторов Российской Федерации.

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации (далее — Суд) с запросом о проверке конституционности федерального конституционного закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Судом. Если Суд подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Судом соответствующего решения. Если Суд не подтвердит конституционности федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания[1]. Право вето Президента на федеральные конституционные законы не распространяется[2].

В название закона включается его регистрационный номер с буквенным индексом -ФКЗ и дата принятия (подписания президентом). Нумерация законов последовательна, но не является сквозной, а возобновляется с номера 1 каждый год[3][4], поэтому наиболее краткой корректной ссылкой на закон может быть его номер и год принятия.