Право на ремонт


Пра́во на ремо́нт — предлагаемая ко внедрению норма законодательства, запрещающая производителям устанавливать барьеры, которые лишают потребителей возможности ремонтировать и модифицировать свои собственные потребительские товары (например, электронные устройства, автомобильные устройства или сельскохозяйственные транспортные средства, такие как тракторы).

Такие барьеры включают юридические требования, чтобы потребители использовали только предлагаемые производителем услуги, ограничения доступа к инструментам и компонентам, и программные ограничения, препятствующие самостоятельному ремонту или модификации изделия. Эти препятствия часто приводят к повышению потребительских расходов или побуждают потребителей заменять устройства вместо их ремонта. В то время как мировое сообщество обеспокоено растущим объёмом потока отходов (особенно электронных компонентов), основная дискуссия о праве на ремонт была сосредоточена в Соединенных Штатах и ​​в Европейском Союзе.

Понятие право на ремонт может также относиться к движению граждан, оказывающих давление на свои правительства с целью принятия соответствующих законов.

Право на ремонт относится к концепции предоставления конечным пользователям, бизнес-пользователям, а также потребителям технических, электронных или автомобильных устройств свободного ремонта этих продуктов в случае механической или технической неисправности. Особое значение имеют четыре требования:

Первоначальная дискуссия о предоставлении права на ремонт любого промышленно производимого устройства, которое первоначально продвигалось в основном агентствами по защите прав потребителей автомобилей и службами послепродажного обслуживания автомобилей, набрала обороты по мере того, как бытовая электроника, такая как смартфоны и компьютеры, стала повсеместно доступной и широко используемой. Большое влияние на движение за право на ремонт оказала интеграция компьютерных технологий в сельскохозяйственную технику. Движение также поддержали активисты по борьбе с изменением климата, поскольку повсеместная реализация права на ремонт позволила бы сократить количество электронных отходов[1].

Цели права на ремонт заключаются в том, чтобы отдать предпочтение ремонту, а не замене, и сделать такой ремонт более доступным, что приведет к более устойчивой экономике и сокращению электронных отходов[2][3]. К 2021 году многие страны и экономические союзы предложили право на ремонт в законодательстве для различных отраслей, таких как электроника или автомобильный сектор.