Прейссова, Габриэла


Габриэла Прейссова (чеш. Gabriela Preissová), урождённая Секерова (Sekerová), также известна под псевдонимом Матильда Думонтова (Matylda Dumontová, 23 марта 1862[1][2][…], Кутна-Гора, Королевство Богемия, Австрийская империя[2][3][…] — 27 марта 1946[1][2][…], Прага, Третья Чехословацкая Республика[2][3][…]) — чешская писательница[4] и драматург.

В юности провела некоторое время в городе Годонин в Моравской Словакии. Увлекалась национальным фольклором[5].

В 15 лет, под псевдонимом Матильда Думонтова, написала рассказ «Дворовый и помещичья дочка». В 1883 году напечатан в журнале «Движение» («Рух») её рассказ из словацкой деревенской жизни под названием «Горестная шутка».

В 1889 году опубликовала сборник рассказов и очерков из быта крестьян-словаков «Картинки из словацкого края» (Obrázky ze Slovácka), который принёс ей известность[6]. Затем опубликовала другие произведения из жизни моравских и венгерских словаков, мелкого мещанства, изредка интеллигенции: «Ideály» (1889), «Z mého alba» (1890), «Crty ze Slovácka» (1890), «Nové obrázkv a črty» (1893), «Obrázky bez rámů» (1895), «Korutanské povídky» (1896), «Kdyź hvězdy padaly» (1898), «Povidky» (1890 и 1899), «Talmové zlato» (1901), «Porosené pavučiny» (1902), «Máky a žitě» (1903) и другие. При известной мягкости и «пастельности», рассказы Прейссовой эффектны, полны движения и согреты живой любовью к славянскому народу. Многие из произведений были переведены на польский, русский и французский языки[4].

Позднейшие романы из жизни светского общества и крестьянства Каринтии заурядны и не достигли высоты первых произведений[6].

Драмы Прейссовой — «Хозяйская раба» (Gazdina roba) и «Её падчерица» (Její pastorkyňa, 1890), действие которых происходит в Моравской Словакии[5], — написаны по-словацки, реалистичны и изображают словацкий быт[4]. «Хозяйская раба» — любовная драма с сильными социальными акцентами, героями которой являются простые люди словацкой деревни[7]. Габриэла Прейссова тяжело воспринимала нападки критиков на пьесу «Её падчерица» и в дальнейшем сосредоточилась на популярных книгах для женщин[5].