Према


Пре́ма (IAST: Premā) — чистая любовь к Богу в традициях бхакти индуизма, в особенности в вайшнавской традиции Кришна-бхакти. В кришнаитском богословии према — это наивысший уровень бхакти, према-бхакти (чистая бхакти, преданность Кришне на уровне чистой любви), которая является высшей целью человеческой жизни[1]. Према часто противопоставляется каме, или материальному вожделению, которое представляет собой искажённое отражение премы — чистой, всецело духовной любви индивидуальной души к Богу.

В вайшнавском богословии према рассматривается как полная противоположность каме. Считается, что принимать каму за прему губительно и опасно для духовной жизни. Кришнаитский святой и богослов Бхактивинода Тхакур говорил[2]: «О брат, прислушайся к моим словам: внешне вожделение и любовь очень похожи. Но принимая похоть за прему, ты обманываешь себя. Твоё заблуждение уведёт тебя от вечного блага. Вожделение рождается плотью и обращено к плоти, а према венчает духовную жизнь».

Вожделение и любовь противоположны, как север и юг. Первое направлено на физическое тело, второе — на Параматму[источник не указан 2725 дней]; между ними — пропасть. В гаудия-вайшнавизме према, или чистая духовная любовь — безграничный океан, а высшее проявление этой любви — любовь девочек-пастушек гопи к Кришне, гопи-према. Существует гопи-према только в мире Кришны, здесь, в материальном мире, может быть лишь подражание ей, когда мужчина играет роль Кришны, а женщина — гопи, предаваясь чувственным утехам. Подобное подражание считается отвратительным.

В своём труде «Бхакти-расамрита-синдху» (1.4.15) кришнаитский богослов Рупа Госвами обозначил девять ступеней духовной практики (бхакти-йоги), наивысшей из которых является према[3]. Первой ступенью является вера, затем — общение с вайшнавами, служение, искоренение недостатков, обретение стойкой бхакти, влечения к служению, неодолимая привязанность, духовное чувство и, наконец, чистая любовь к Кришне, или према.