Преманы


Пре́маны (индон. Preman), также джаго́ (индон. jago) — члены индонезийских криминальных сообществ гангстерского типа. Занимаются охраной и иным силовым сопровождением бизнеса, а также разными видами преступной деятельности, преимущественно рэкетом. Представляют собой социальную группу, обладающую достаточно автономной субкультурой оргпреступности. По крайней мере часть преманcкой верхушки традиционно поддерживает связи с политическими кругами правого толка, а отдельные лидеры привлекаются для формирования соответствующих общественных организаций.

Традиционным самоназванием удальцов, не чуждых криминала, в Индонезии является слово «джаго» (индон. jago), в буквальном означающее «бойцовый петух», а в переносном — «забияка», «задира», «лихач», «удалец». Однако в период нидерландского колониального владычества в лексикон местного населения попало голландское слово «фриман» нидерл. vrijman — «свободный человек», которое в искажённом виде — как «преман» — в одном из своих значений — стало синонимом этого понятия. Примечательно, что основным значением этого слова в современном индонезийском языке является «штатский», «гражданский», т.е. «не военный»[1][2].

Организованная преступность существовала в Индонезии с древних и средневековых времён. Криминальные сообщества разбойников-джаго играли видную социальную роль в яванском государстве Матарам. Они были весьма популярны среди сельского населения, поскольку предоставляли защиту бедноте от произвола махараджей и чиновников.

Положение изменилось при колониальном правлении. Голландская администрация в Батавии привлекла джаго на службу в качестве иррегулярных формирований и своего рода социальных посредников между колониальными властями и местными населением. Традиционные симпатии яванских крестьян к джаго позволяли установить своеобразную социокультурную связь.

Джаго лучше контролировали соблюдение порядка (в том числе сбор налогов и несение иных повинностей), нежели колониальная полиция и традиционная знать. Криминальные сообщества, контролируя трущобы Джакарты, организовывали социальные ячейки, производственные и коммерческие процессы. Предводители крупных банд — Хаджи Дарип и его зять Панджи, Бубар, Мачем, Имам Сяфи — являлись предпринимателями и общественными деятелями дореволюционной Индонезии[3].

В то же время отношения между джаго и колониальными властями были сложными и конфликтными. По своей социальной природе джаго не признавали государственной власти над собой. Банды неоднократно присоединялись к антиколониальным восстаниям. Особенно обострилась ситуация в конце XIX — начале XX века. Репрессии колониальных властей побуждали джаго поддерживать национально-освободительное движение.