Приск Панийский


О жизни историка до нас дошли весьма скудные сведения. Основные вехи жизни и деятельности Приска можно воссоздать на основании фрагментов его работ. Также некоторые факты о деятельности историка предоставляет Суда. Незначительные сведения о биографии автора можно почерпнуть из произведений раннесредневековых историков, которые использовали фрагменты из сочинений Приска.

Приск родился в городе Паний (др.-греч. Πάνιον, лат. Panium), от названия которого получил по обычаю того времени прозвание «Панийского». Исследователями предполагается, что Паний находился во Фракии, так как византийские историки — Иоанн Малала и позднее Феофан — называют Приска фракийцем. Скорее всего Паний  (греч.) — небольшой городок, расположенный на северном берегу Мраморного моря, близ города Гераклеи.

Приск происходил из состоятельной семьи, давшей ему отличное философское и риторическое образование. Свидетельством его глубоких познаний являются написанные им произведения, стиль и содержание которых указывают на их принадлежность перу изысканного и эрудированного автора. Недаром в Суде указаны его почётные звания ритора и софиста[2].

После окончания обучения в школе риторики Константинополя Приск поступил на государственную службу. Он был секретарём при Максимине, который занимал высокие посты при императоре Восточной Римской империи Феодосии II.

Способности Приска были замечены, и в 448 году Максимину было поручено возглавить византийское посольство к вождю гуннов Аттиле, в составе которого находился и Приск. Целью посольства, по словам Приска, было заключение договора о мире и дружбе, а также подтверждение прежних договоров о ярмарках, выплатах и перебежчиках. Одновременно, у посольства была и другая цель. Евнух Хрисафий, «соблазнив ромейскими богатствами» гунна Эдекона, приближенного Аттилы, уговорил его умертвить своего вождя, однако тот, или исходя из трусости, или из верности раскрыл план вождю[3].

Уникальными являются сведения Приска о стране гуннов, об их обычаях, языке, культуре и образе жизни. Историк много пишет о гуннской иерархии, об отношениях с покоренными племенами, а также сравнивает гуннское и византийское общество. Это сравнение ярче всего выражается в разговоре Приска с пленённым греком, который был одет в богатое скифское одеяние и предпочёл варварский образ жизни греческому. Грек упрекает византийское правительство в плохой обороне империи, в тягостных налогах и несправедливости судей в отношении бедных. Критика общественного строя Византии, вложенная в уста грека-перебежчика, как нельзя лучше показывает политические взгляды самого Приска[4].