Проблемные пьесы Шекспира


Проблемные пьесы Шекспира (англ. Shakespeare's problem plays) — термин, предложенный литературоведом Фредериком Боасом[англ.] для трёх жанрово размытых[1] произведений английского драматурга, созданных в самом начале XVII века: «Троил и Крессида» (ок. 1602), «Конец — делу венец» (ок. 1603), «Мера за меру» (ок. 1604), — и впоследствии закрепившийся в шекспироведении[2]. Тесно примыкающей по духу к указанным драмам Боас также считал, с оговорками, трагедию «Гамлет» (ок. 1601).

Название «проблемные пьесы Шекспира» введено Боасом в книге «Шекспир и его предшественники» («Shakespeare and His Predecessors», 1896)[3] ввиду аналогий с популярным в конце XIX века типом «новой драмы» вроде «Кукольного дома» Генрика Ибсена (1879) и «Профессии миссис Уоррен» Бернарда Шоу (1893), где авторы, пренебрегая традиционными трагическим и комическим эффектами, сосредотачивались в первую очередь не на возбуждении смеха или сострадания, а на обсуждении тех или иных социальных, этических проблем, анализе психологии героев[4].

Сам Бернард Шоу, в целом относившийся к творчеству Шекспира с изрядной долей скепсиса и презиравший викторианское «бардопоклонство», высоко оценивал именно «проблемные» вещи классика[2][5]:

В таких непопулярных пьесах, как «Конец — делу венец», «Мера за меру» и «Троил и Крессида», мы видим, что Шекспир хотел и был готов начать двадцатый век, если бы только семнадцатый это ему позволил.[6]

В Первом фолио (1623) «Троил и Крессида» входит в раздел трагедий, а «Конец — делу венец» и «Мера за меру» — в раздел комедий; однако условность такой классификации издавна бросалась читателям в глаза.